Как платить за ЭМОП юридическим лицам

Недавно ко мне обратилась с таким вопросом одна фирма. Поскольку тема актуальна для многих организаций, а мое мнение расходится с мнением поставщика электроэнергии – ИНТЭР РАО (или как оно сейчас называется?), публикую креатив для широкого ознакомления.

Для тех, кто не осилит много букв, – обращайтесь в конец текста к выводам.

ООО «Апрель», директору, г. Орёл, ул. Комсомольская, 106, пом. 162

 На Ваше обращение от 28.02.2013 комитет по тарифам администрации города Орла сообщает следующее.

Согласно действующему жилищному законодательству собственники помещений многоквартирных домов, независимо от назначения своих помещений, обязаны нести расходы по надлежащему содержанию общедомового имущества, а также в полном объеме оплачивать коммунальные ресурсы, пошедшие на общедомовые нужды. При этом количество ресурса (электрической энергии, горячей или холодной воды, водоотведения), пошедшего на общедомовые нужды за отчетный период (месяц), определяется как разница между потреблением, исчисленным исходя из показаний общедомового прибора учета, и суммарным потреблением, определенным по показаниям индивидуальных (общеквартирных) приборов учета, а при их отсутствии – по нормативному потреблению жителей дома. Полученная таким образом разница распределяется между всеми помещениями многоквартирного дома в установленном порядке.

Сейчас указанный алгоритм нормативно реализован в формуле 11 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Логичен вывод, что в рассматриваемой ситуации в помещениях, оборудованных приборами учета, пользователи этих помещений кроме фактического потребления электричества или воды, зафиксированного их приборами учета, в качестве общедомового расхода должны оплачивать часть сверхнормативного потребления коммунального ресурса другими пользователями, не имеющими приборов учета, а также потери его во внутридомовых сетях, включая хищения со стороны недобросовестных лиц. Такая ситуация, возможно, ставит добросовестных потребителей в заведомо неравные и несправедливые условия.

Однако неоднократное и всестороннее рассмотрение этого вопроса в судах всех инстанций не выявило нарушений закона. В частности, еще в решении Верховного Суда РФ от 12.12.2006 № ГКПИ06-1228 указано, что нормы действующего законодательства, устанавливающие указанный порядок распределения потребляемых многоквартирным домом коммунальных услуг (ресурсов), не нарушают ничьих прав и не предполагают оплату потребителем коммунальных услуг, которые ему не были предоставлены. Аналогичные выводы сделаны и относительно недавно, например, в определении Верховного Суда РФ от 09.10.2012 № АПЛ12-541.

Очевидно, что для минимизации сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах необходимо утверждать повышенные нормативы их потребления, стимулирующие пользователей к установлению приборов учета. Однако Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, ограничивают полномочия регулирующих органов в этом вопросе, препятствуя необоснованному завышению указанных расчетных величин. Вследствие этого, например, вступившие в силу с 1 января 2013 года нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Орловской области при отсутствии приборов учета, утвержденные приказом Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 06.12.2012 № 285, оказались значительно ниже действовавших ранее аналогичных нормативов, которые были утверждены приказом Управления по тарифам Орловской области от 28.12.2009 № 976-Т.

Таким образом, факт исчисления на занимаемое Вашим предприятием помещение электрической энергии и иных коммунальных ресурсов, пошедших на общедомовые нужды, и рассчитанное в установленном порядке количество таких ресурсов законны, обоснованы и не могут быть де-юре признаны ущемляющими Ваши интересы.

 

С другой стороны, применение к указанным коммунальным ресурсам, израсходованным на общедомовые нужды, тарифов, используемых для расчетов с хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), представляется неправомочным по следующим основаниям.

Как было показано выше, плата за электроэнергию, пошедшую на общедомовые нужды многоквартирного дома, является платой за коммунальную услугу электроснабжения и взимается в рамках жилищного законодательства. 

Согласно статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, выставляемых управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. При этом указанные организации, получая плату за коммунальные услуги от пользователей помещений многоквартирного дома, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми ими заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель закрепил за управляющими организациями и иными исполнителями коммунальных услуг полномочия по закупке коммунальных ресурсов у поставщиков и распределению их между потребителями в обслуживаемом многоквартирном доме. Причем, если пользователи помещений вправе на основании решения общего собрания вносить плату за потребленные в своих помещениях коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, то для коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, такой возможности Жилищный кодекс не предоставляет, отдельно оговаривая указанное исключение.

Следовательно, плата за электрическую энергию, пошедшую на общедомовые нужды многоквартирного дома, должна вноситься пользователями помещений в этом доме управляющей организации (или иной жилищной организации), осуществляющей содержание общедомового имущества на основании договора управления (или на иных предусмотренных жилищным законодательством основаниях). И только управляющая (или иная жилищная организация) полномочна вести расчеты за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, непосредственно с поставщиком таких ресурсов – ресурсоснабжающей организацией на основании заключенного с ней договора приобретения коммунальных ресурсов с целью предоставления коммунальных услуг.

 Согласно статье 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Во исполнение указанных полномочий приказом управления по тарифам Орловской области от 20.12.2012 № 1869-Т установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Орловской области. Указанным приказом в перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению, включены исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда: жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления населения и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.

 

Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать следующие выводы:

1. Выставление счетов за электроэнергию, пошедшую на общедомовые нужды, должно осуществляться управляющей организацией (или иной другой жилищной организацией – исполнителем коммунальных услуг). Выставление таких счетов ресурсоснабжающей организацией незаконно.

2. Расчеты за электроэнергию, пошедшую на общедомовые нужды, осуществляются в рамках договора предоставления коммунальных услуг, независимо от того, кто является пользователем конкретного помещения в многоквартирном доме. Перенесение таких расчетов в договор энергоснабжения, заключаемый с хозяйствующим субъектом, незаконно и необоснованно.

3. Поскольку управляющие организации и иные исполнители коммунальной услуги электроснабжения приказом Управления по тарифам Орловской области приравнены к категории «население», в целях тарификации потребляемой на общедомовые нужды электрической энергии, расчеты за электрическую энергию, пошедшую на общедомовые нужды должны осуществляться по тарифам, установленным для населения, независимо от того, кто является конечным плательщиком за потребленное  таким образом электричество. Применение в расчетах других тарифов незаконно и необоснованно.

4. Сделанные выводы справедливы и для других коммунальных услуг и коммунальных ресурсов.

 Председатель комитета                                                                   А.С. Тиунов


Обсуждение новостей доступно в соцсетях