Внедрение ФГОС последнего поколения отражается на всех аспектах функционирования школ, включая вопросы кадрового управления и распределения обязанностей между членами педколлектива, что является обязательным условием построения единой образовательной среды. Должностные инструкции работников школы не только определяют их организационно-правовой статус, но и упрощают процесс адаптации новых сотрудников. Если молодой педагог будет знать свои обязанности и права, руководителю ОУ удастся избежать инициативности, выходящей за границы компетентности, или, напротив, неуместной пассивности специалиста. Поскольку ключевые обязанности педагога или технического работника лаконично и точно переданы в документе, он служит инструментом самоконтроля и самоуправления, позволяя оценить эффективность выполнения обязанностей.
Новые должностные инструкции работников школы, определяющий организационно-правовой статус сотрудников, способствуют:
- Уточнению специализации педагогов и непедагогических работников, закреплению нового круга должностных обязательств.
- Регламентированию квалификационных требований, осуществляемому с учетом последних изменений.
- Выявлению факта дублирования функций, перераспределения отдельных должностных обязанностей с целью избежать ситуаций бесконтрольного протекания отдельных сфер учебного процесса.
- Поиску взаимосвязи работников, выполняющих профессиональные обязанности на смежных должностях, что способствует организации новых рабочих групп и позволяет оптимизировать условия рабочей среды.
- Справедливой оценке деятельности отдельных сотрудников.
- Реализации улучшенной управленческой модели, гарантирующей эффективную регуляцию по кадровой работе и контролю качества учебно-воспитательного процесса.
Работодатель вправе самостоятельно выбирать ответственного за составление должностных инструкций для школы, а потому эту обязанности может выполнять любой работник учреждения, хотя чаще всего ее поручают руководителю подразделения или сотрудникам кадровой службы. Этот порядок действителен для коммерческих организаций, следовательно, в отсутствии противоречащих документов и отраслевых актов, в госучреждениях работает аналогичное правило. В действительности инструкции разрабатывают заместители директора для специалистов тех должностей, которые находятся в их непосредственном подчинении, а директор школы после согласования с профкомом утверждает их. При составлении документа целесообразно бесплатно скачать типовые должностные инструкции для школы, чтобы впоследствии адаптировать их к условиям и потребностям конкретного ОУ.