Предложения разработчиков были вынесены на публичные слушания и вызвали немалый переполох.
Волнение горожан объяснялось, главным образом, непониманием того, что было нарисовано на красочных планшетах. Люди всматривались в карты-планы и не узнавали привычные места, где прожили всю жизнь. Вместо «сталинок» по Московской и частных домов по Грузовой там красовались высотные кварталы, а скверы и зелёные зоны имели совершенно новую конфигурацию. Ничего удивительного, что, не найдя свой дворик, орловцы кричали с мест: «а куда нас-то переселят?»Организаторы слушаний, как это часто бывает, не подумали о том, чтобы дать собравшимся подробные предварительные пояснения. Просто сразу предоставили слово разработчикам из Москвы. Докладчик начал речь, и…
– А что будет с пятиэтажными домами №2, 4, 6 по Привокзальной улице? – потребовала ответа жительница этого района Тамара Бондарева. Её тут же поддержали с тыла: «а с двухэтажками по Ляшко?»
– Согласно программе, всё должно быть снесено до 2022 года, – имел неосторожность ответить докладчик.
Люди ахнули.
Инициативу пришлось перехватывать чиновникам мэрии. И растолковывать идею проектировщиков уже на ходу.
– Представленная документация не предусматривает конкретных архитектурных решений, – преодолевая напряжение в зале, сообщил руководитель городской архитектуры Олег Минкин. – Это только пространственная планировка, только предложения по концептуальному решению конкретной территории!
– Если мы сейчас рисуем вместо пятиэтажек 17-этажные дома, это не значит, что завтра здесь начнётся снос, – пришёл на помощь коллеге заместитель главы администрации по строительству Александр Муромский. – И мы сейчас не ставим себе цель найти инвестора для застройки этой территории. Мы только говорим, что здесь в перспективе может быть такая застройка. Чтобы, если придёт инвестор, ему было понятно, что у нас здесь по плану не промышленная, не общественно-деловая, а именно жилая зона с высотными домами. И если инвестор заинтересуется этим участком, он будет обязан предложить всем, кто там проживает, и чьи дома пойдут под снос, варианты расселения.
– Значит, это снова только бутафория? – сердито воскликнула пожилая женщина. – Опять мечты-фантазии? Я такие речи уже 20 лет слушаю. А сейчас нам как жить? Мы за водой на колонку по грязи ходим, и пешеходную дорожку уже два года просим проложить… А вы тут о перспективах да инвесторах…
Болезненно люди восприняли и возможность строительства двух корпусов гостиницы, которые проектировщики симметрично «вписали» в сквер за ДК железнодорожников.
– Вот сюда-то инвесторы и придут в первую очередь, – догадались орловцы. – Здесь ведь никого расселять не надо, можно просто вырубить деревья и застроить очередной зелёный уголок. А потом хозяева этой гостиницы решат, что им нужно закрыть территорию от прохожих, и нашим детям будет негде гулять. Мы так не согласны!
Впрочем, новый городской архитектор, кажется, тоже не согласен. Корреспондент ОрелГрада своими ушами слышал, как Олег Минкин объяснял московским проектировщикам:
– В самом деле, здесь рекреационная зона. Чтобы получить разрешение на строительство, нужно будет менять её статус, а это одобрения общественности не вызовет. Лучше посмотреть другие участки для гостиницы.
– А в сквере за ДК Ж/д устроить фонтан, – подсказал корреспондент ОрелГрада из-за спины архитектора.
– Да, можно было бы и фонтан, – неожиданно легко согласился Минкин.
ДЛЯ СПРАВКИ
Проект планировки территории в районе железнодорожного вокзала «привязан» к реконструкции самого вокзала. Планируется, что в Орле будет создан современный транспортно-пересадочный узел: рядом с вокзалом расположится автовокзал, гостиничный комплекс, общественно-деловой и торгово-развлекательный центры, современные парковки.
В 2014 году планируется реконструировать здание вокзала и кассовых залов, подземную галерею и выходы на платформы.
Также разрабатывается проект организации движения, поскольку новый статус вокзала должен привлечь большой поток автотранспорта. Чтобы не осложнить движение в этом районе, предлагается расширить участок дороги на улице Московской, в том числе проезжую часть под железнодорожным полотном, и построить дорогу-дублёр улицы Орджоникидзе: она соединит привокзальную площадь и улицу Ляшко.