«В школе должен работать учитель эрудиционного типа!»

Перед началом учебного года в Орёл с лекцией о современных подходах в образовании приехал действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, автор 500 книг, профессор Марк Поташник.
ОрелГрад публикует выдержки из его выступления перед учителями и директорами орловских школ.
– Чтобы было доверие к моим словам, отмечу: я 22 года проработал в самой большой по количеству учеников школе Москвы. Вначале учителем, потом заместителем директора и директором. Младшая дочь, а ей уже сорок лет, преподает математику в столичной школе. Так что проблемы образования и в образовании известны мне не понаслышке.
– Самая запущенная в системе образования – сфера управления. Министров образования последних лет (Ткаченко, Филиппов, Фурсенко, Ливанов) учителя не знают в лицо. А министры не знают объекта управления.
– Что же в нашей программе новой школы не так? Ушинский писал, что во всём школьном деле ничего нельзя изменить, минуя голову учителя. Главное, от чего зависит качество образования, – это учитель и его взаимодействие с учениками.
– Заработную плату повышать педагогам, бесспорно, надо, от этого увеличивается уровень их благосостояния. Но не стоит забывать: человек привыкает ко всему. Месяца через два учитель привыкнет к новой зарплате, но если он работал плохо, так же плохо он будет работать и дальше. В современной школе должен работать учитель эрудиционного типа! А это значит, грызть гранит науки, в первую очередь, должен он сам.
– Учителя не знают других методов, кроме кнута и пряника, чтобы воздействовать на ученика. А вы пробовали обучать ребёнка методом коучинга? Когда я об этом говорю, не понимают. А коучинг сводится к чему: когда учитель не даёт прямых указаний ученику, а, беседуя с ним, ставит вопросы таким образом, чтобы ученик сам находил оптимальные решения ситуации.
– Сегодня необходимо возрождать воспитательную функцию школы. А это значит, нельзя ограничиваться фестивалями и конкурсами, педагог должен и в походы с учениками ходить, и на свободные темы с ними вне уроков говорить. Но! Чтобы изменился учитель – должен измениться и руководитель. Не нужно сводить всё к жёсткой вертикали: «ученик-учитель-завуч-директор и дальше», нужно работать в команде.
– Главное понять – как новые стандарты образования не назови, сводятся они к одному: научить детей думать, правильно писать и считать.
Карина Мальцева,
внешт. корреспондент интернет-издания ОрелГрад
.
Фото – кадр из репортажа “Вести-Орёл”.


Обсуждение новостей доступно в соцсетях