Текст доклада по повышению платы за текущий ремонт

Уважаемые коллеги!

Жилищный кодекс, наделяя собственников помещений многоквартирного дома правом общей долевой собственности на общедомовое имущество, одновременно вменяет им в обязанность надлежаще содержать эту общую долевую собственность путем своевременного внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения управляющей организации, товариществу собственников жилья или иной жилищной организации, обслуживающей многоквартирный дом.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Органом, уполномоченным устанавливать плату за содержание и ремонт жилого помещения, является общее собрание собственников жилых помещений, которое на основании актов осмотра дома и предложений управляющей организации вначале должно определиться с перечнем и объемами работ в своем доме, а потом, основываясь на калькуляциях, сметах управляющей организации, установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения как удельный ежемесячный платеж с каждого квадратного метра всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не являющихся общедомовым имуществом.

Администрация города в этом случае может выступать исключительно в качестве третейского судьи – независимого оценщика утвержденного общим собранием перечня работ, если имеется соответствующее обращение собрания собственников, согласованное с управляющей или обслуживающей организацией.

 

Кроме того, администрация города по закону устанавливает индивидуальные размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для всех многоквартирных домов, выставляемых на конкурс по выбору управляющей организации. Это новостройки и те дома, которые в обычном порядке не реализовали свои права по выбору способа управления. В 2012 году индивидуальные размеры платы установлены таким образом по 158 домам. В 2013 году ожидается не менее 200 домов, по которым будет проведена такая же процедура.

Сейчас в городе около 300 многоквартирных домов с индивидуальными размерами платы и имеется тенденция к увеличению их количества.

 

Следует обратить внимание, что размер платы по дому, выставленному на конкурс, в случае, если ни одна управляющая организация им не заинтересуется, на следующий конкурс увеличивается на 10%, при этом количество таких итераций не ограничивается. По некоторым домам, от которых отказалась 1 городская управляющая компания, конкурсный размер платы в настоящее время уже приближается к 25-30 рублям за квадратный метр, что в 4 – 5 раз выше, чем было до конкурса. Однако ни одна из управляющих организаций города до сих пор такие дома брать на обслуживание не желает. По-видимому, собственникам помещений этих домов следует собраться и самостоятельно определиться со способом управления, чтобы избежать угрозы получения в будущем тысячерублевых квитанций.

 

И наконец, пока еще бОльшая часть многоквартирных домов оплачивает содержание и ремонт общедомового имущества в размерах, устанавливаемых администрацией города в централизованном порядке. Регулярно администрация города Орла во исполнение своих полномочий, установленных Жилищным кодексом, принимает постановления о плате за помещение, устанавливающие размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для следующих категорий:

– нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, а также по договорам найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда;

– собственников жилых помещений, которые не определились со способом управление или не реализовали его;

– собственников жилых помещений, которые, определившись со способом управления, не определились с размерами платы.

Размеры платы дифференцируются по видам работ, которые в зависимости от степени благоустройства дома необходимы для содержания общего имущества.

 

При расчете размеров платы учитываются ориентировочные данные по 1278 многоквартирным домам города с площадью жилых и нежилых помещений в 3,7 млн. кв. метров, в которых проживает 167 тыс. человек.

По этим домам обсчитывается примерный объем работ. В частности, предполагается ежегодно ремонтировать 11 тыс. кв. метров мягкой кровли, 3 тыс. кв. метров шиферной кровли, 20 километров межпанельных швов, 16,5 тыс. квадратных метров фасадов, 450 дверей в подъезды и 370 дверей мусорокамер. В расчет берется ежегодный ремонт 18 километров труб, замена 11 тысяч вентилей и задвижек, ремонт 20 тыс. квадратных метров асфальтового покрытия, окраска 400 контейнеров, ремонт 640 подъездов преимущественно 3-5 этажных домов и так далее.

Эти объемы работ осмечивались на основании утвержденных территориальных единичных расценок (ТЕРов) и рекомендаций по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда с дальнейшим приведением полученных результатов к средневзвешенным величинам.

В соответствии с соглашением о социальном партнерстве, заключенным трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, заработная плата рабочих первого разряда не может быть установлена ниже прожиточного минимума. Поэтому в расчетах принималась ставка работника первого разряда на уровне прожиточного минимума с корректировкой на прогнозируемую инфляцию и с учетом удержаний налога на доходы физических лиц из начисленной зарплаты. Тарифные разряды рабочих приняты в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником.

При расчете расходов на материалы применен индекс-дефлятор промышленного производства.

 

Помимо традиционных индексаций при расчете платы за содаржание и ремонт жилого помещения произведены следующие новшества:

  1. Выведена в отдельную строку плата за управление многоквартирными домами в размере 1,04 руб. на 1 квадратный метр в месяц, в том числе 10 коп. – содержание паспортной службы.
  2. Из размера платы за уборку придомовой территории выделена плата за уборку контейнерных площадок в размере 16 коп.
  3. Значительно – на 50 коп. (до 1,20 руб.) увеличена плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, включая сбор и вывоз крупногабаритного мусора.
  4. Произведен пересчет платы за захоронение ТБО на 1 квадратный метр помещений с тем, чтобы появилась возможность его включения в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
  5. Выделена группа домов, находящихся на гарантийном обслуживании – новостроек и домов, прошедших капитальный ремонт (до 5 лет), по которым отчисления на текущий ремонт конструктивных элементов и оборудования либо многократно снижены, либо вообще обнулены.
  6. С помощью системы коэффициентов произведена дифференциация домов по срокам эксплуатации, прошедшим с даты строительства или с даты проведения последнего капитального ремонта. Значительно повышаются затраты на текущий ремонт конструктивных элементов для домов старше 55 лет.
  7. Кроме того, затраты на ремонт конструктивных элементов увеличиваются для домов со стенами, выполненными не из кирпича или железобетона. То есть – для деревянных домов, шлакоблочных или шлаконасыпных.
  8. Впервые введены дополнительно строчки, тарифицирующие содержание внутридомовых рециркуляционных насосов горячего водоснабжения, пожарно-охранных сигнализаций, систем автоматизированного учета электроэнергии (АСКУЭ).

Примечательно, что невключение в постановление платежей на содержание АКСУЭ признано прокуратурой Советского района нарушением действующего законодательства с вынесением соответствующего представления, требующего в том числе привлечь виновных к ответственности.

 

В соответствии с Положением «О регулировании органами местного самоуправления города Орла цен, тарифов…», принятым решением орловского Городского Совета от 26.10.2006 № 8/132-ГС, указанные размеры платы направляются в Городской Совет для согласования.

Первая версия размеров платы была направлена в Горсовет в мае 2012 года. В соответствии с решением комитета по экономической политике, ЖКХ и развитию предпринимательства Городского Совета от 20 июня 2012 года, рекомендациями Общественного совета по проблемам развития жилищно-коммунального хозяйства и Согласительной комиссии при Городском Совете,  администрация города направила в Горсовет для согласования уточненную редакцию размеров платы в июне 2012 года. В прошлом году в Городской Совет еще неоднократно направлялись предложения осуществить в установленном порядке процедуру согласования размеров платы, однако по непонятным причинам представительный орган отказывается рассматривать этот вопрос на своем заседании.

Сейчас будет направлен очередной вариант.

Таким образом, в многоквартирных домах, имеющих все виды благоустройств, кроме лифта, мусоропровода и сетей ГВС, максимальный рост размеров платы за содержание и ремонт жилья при неизменном наборе услуг составит 25,3% для домов со сроком эксплуатации от 30 до 55 лет.

В многоквартирных домах, имеющих все виды благоустройств, включая лифт, мусоропровод и сети ГВС, максимальный рост размеров платы за содержание и ремонт жилья при неизменном наборе услуг составит 16,4% для домов со сроком эксплуатации от 30 до 55 лет и 14,1% для домов со сроком эксплуатации от 5 до 30 лет соответственно.

Предполагаемое увеличение платы за содержание и ремонт жилого помещения для двухкомнатной квартиры площадью 54 кв.м, расположенной в полностью благоустроенном жилом доме со сроком эксплуатации с даты последнего капитального ремонта от 30 до 55 лет с учетом предлагаемых изменений и при неизменном наборе услуг составит 642,60 руб. в месяц, что на 90,72 руб. больше нынешнего уровня.

Для двухкомнатной квартиры площадью 40 кв.м, расположенной в неблагоустроенном многоквартирном доме со сроком эксплуатации более 55 лет с учетом предлагаемых изменений и при неизменном наборе услуг составит 383,20 руб. в месяц, что на 81,60 руб. больше нынешнего уровня.

По некоторым категориям многоквартирных домов предусматривается уменьшение размеров платы. Так жители трехкомнатных квартир площадью
65 кв.м, расположенных в многоквартирных домах со сроком эксплуатации до 5 лет, имеющих все виды благоустройства, включая лифт и мусоропровод, будут платить с учетом предлагаемых изменений и при неизменном наборе услуг 616,20 руб. в месяц, что на 48,10 руб. (7,2%) меньше нынешнего уровня.

Предполагаемый средний по всему жилому фонду рост размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения составит 19%.

Следует отметить, что предельные индексы максимально допустимого изменения размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения с
13 августа 2010 года отменены.

Ожидаемое увеличение размеров заработной платы основных рабочих жилищных организаций составит 11,4%.

 

Базовую ставку платы за пользование жилым помещением (платы за наем) предлагается установить в размере 0,90 руб. за 1 кв. м общей площади.  Это в три раза больше существующей, что позволит увеличить объем таких платежей до 30-35 млн. руб. в год. Плата за наем поступает в бюджет города и по определению должна расходоваться на мероприятия по капитальному ремонту и восстановлению муниципального жилищного фонда.

При этом максимальный размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для 3-комнатной квартиры общей площадью 64 кв.м, расположенной в многоквартирном доме в центре города, составит 230,40 руб. в месяц, что приблизительно в 50 раз ниже рыночной стоимости коммерческого найма аналогичного жилья.

Детальный анализ касательно динамики предлагаемых изменений размеров платы и сводная информация по аналогичным размерам платы в других городах ЦФО, приведены в пояснительной записке, прилагаемой к очередному проекту постановления.

 

Спасибо за внимание.

 

А.С. Тиунов


Обсуждение новостей доступно в соцсетях