Недавно наткнулся на письмо, которое я рассылал всем перевозчикам летом 2010 года. Поскольку вопрос, который в нем рассматривался, продолжает оставаться актуальным, выкладываю свои юридические изыскания на всеобщее обозрение. Кстати, ни один из частных перевозчиков на письмо не ответил. А муниципальные предприятия ответили примерно так – ТТП: “Давайте деньги и будем исполнять Федеральный закон”. ПАТП-1: “Все ваши действия направлены на уничтожение нашего предприятия!”.
Итак, креатифф:
В целях выработки единого методического подхода к вопросам, связанным с тарифами на проезд детей в городском общественном транспорте, недопущения нарушений федерального законодательства, направляю Вам для рассмотрения и принятия решений следующую информацию.
1. Статья 786 Гражданского кодекса РФ устанавливает право пассажира перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях в порядке, предусмотренном транспортным уставом или кодексом.
Статья 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» устанавливает право льготного проезда детей в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров.
В частности, для городского сообщения установлено право пассажира перевозить с собой бесплатно неограниченное количество детей в возрасте не старше 7 лет без предоставления им отдельных мест для сидения.
Если перевозка детей в транспортных средствах без предоставления им отдельных мест для сидения запрещена, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы.
2. В правоприменительной практике данную норму необходимо рассматривать во взаимосвязи с положениями статьи 28 Гражданского кодекса РФ, предоставляющими, в частности, право малолетним в возрасте от 6 до 14 лет совершать мелкие бытовые сделки, под которые подпадает и проезд в общественном транспорте.
Таким образом, проезжая самостоятельно (без сопровождения взрослых) в общественном транспорте, ребенок в возрасте старше 6 лет выступает одновременно в двух ипостасях: пассажира и собственно ребенка (малолетнего гражданина). С юридической точки зрения можно утверждать, что в данном случае пассажир перевозит с собой ребенка, которым он (пассажир) одновременно и является.
Иными словами, дети, старше 6 лет, вправе самостоятельно оплачивать свой проезд, и для целей тарификации такой сделки не имеет значения, едет ребенок в сопровождении взрослого, или нет.
Право пассажира за пониженную плату или бесплатно перевозить с собой детей в возрасте до 12 лет представляет собой установленное законом право каждого на получение в рамках договора перевозки услуги, подлежащей обязательному оказанию перевозчиком при наличии желания пассажира. При этом исключение из категории «пассажиры» лиц, не достигших 12 лет, явно нарушает законные права и свободы этой группы граждан Российской Федерации. С другой стороны, не признание ребенка ребенком только потому, что его не сопровождает взрослый, и тем самым – изъятие у него прав на пониженную оплату проезда также является незаконным и необоснованным.
3. Закон прямо не описывает ситуацию тарификации в случае, когда дети в возрасте от 7 до 12 лет проезжают в городском общественном транспорте без занятия ими им отдельных мест для сидения, однако, учитывая тот факт, что при предоставлении им отдельных мест для сидения должна взиматься плата, размер которой не может составлять более чем 50% от установленного тарифа, можно утверждать, что взимание платы за проезд таких детей без предоставления отдельных мест не должно превышать вышеуказанного уровня.
4. Применительно к тарифам на пассажирский транспорт города Орла, осуществляющий регулярные перевозки по маршрутам муниципальной маршрутной сети, из вышеуказанных норм федерального законодательства представляются целесообразными следующие выводы:
1. Проезд детей не старше 7 лет осуществляется бесплатно.
2. Проезд детей старше 7 лет, но не старше 12 лет осуществляется за плату, размер которой составляет не более чем 50% от существующего тарифа. Этот вывод справедлив как для тарифа на разовую поездку, так и для тарифа на месячный проездной билет длительного пользования.
При этом пассажир обязан иметь при себе документ, который подтверждает возраст ребенка и который в обязательном порядке предъявляется по первому требованию лиц, осуществляющих контроль за оплатой проезда.
Прошу обеспечить исполнение требований федерального законодательства.
Начальник управления А.С. Тиунов
Письмо 30 июня 2010 года.