В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Однако эта норма не означает, что любое оборудование, установленное кем-либо в многоквартирном доме для обслуживания более одного помещения, автоматически меняет собственника, становясь общедомовой собственностью.
Если же собственники нескольких помещений или третьи лица с согласия собственников установили в помещениях общего пользования или на общих конструкциях собственное оборудование (блоки управления передачей цифровых и аналоговых данных и линии связи, например, телефон, домофон, Интернет, кабельное телевидение, внутридомовая локальная сеть и т.п.), то, очевидно, что это оборудование остается в собственности тех лиц, кому оно принадлежало изначально, даже если оно будет обслуживать более одного помещения многоквартирного дома.
Поскольку домофон представляет из себя оборудование для звуковой связи каждой конкретной квартиры с находящимся у двери посетителем, следовательно, указанное устройство по аналогии с другими средствами передачи информации (телефонным оборудованием, Интернет-оборудованием, оборудованием кабельного телевидения и т.п.) не может быть отнесено к общедомовому имуществу ввиду его индивидуального предназначения.
Жители каждой квартиры вправе самостоятельно решать, оборудовать ли им свое помещение этим средством связи и нести издержки по его содержанию или отказаться от такого удобства, а также самостоятельно выбрать обслуживающую переговорное устройство организацию в установленном законодательством порядке.
При этом отказ абонента от заключения договора обслуживания своего домофона не может повлечь за собой невозможность использования (отключения) как самого домофона (если он имеется), так и запирающего устройства.
На основании вышеизложенного введение отдельной тарификации размера платы за обслуживание и ремонт домофона в составе платы за жилое помещение администрация города Орла считает необоснованным и нецелесообразным.
Таким образом, стоимость обслуживания домофона является нерегулируемой рыночной ценой и устанавливается в порядке, определенном в договоре, заключенном с обслуживающей данное имущество организацией.