Основные проблемы местного самоуправления (по моей версии)

На днях, вероятно, из Москвы было получено срочное задание за пару часов сформулировать основные проблемы местного самоуправления, дабы мудрые федералы в Госдуме смогли показать свою осведомленность к одноименному дню этого самого самоуправления.

Я оперативно сформулировал проблемы (сколько успел), передал их далее верх по инстанции, но решил вот еще и выложить на суд широкой общественности. Читайте.

 

Основные проблемы в сфере местного самоуправления

(по версии Тиунова)

 1. Отсутствие принципа разделения властей в местном самоуправлении.

Конституция РФ, утверждая принцип разделения исполнительной и законодательной (представительной) власти для государственной власти  России (статья 10), вместе с тем специально не оговаривает такое разделение для местного самоуправления.

Несмотря на то, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в составе органов местного самоуправления наряду с представительным органов в качестве обязательного предусмотрена местная администрация как исполнительно-распорядительный орган,  отсутствие основополагающего принципа разделения властей зачастую приводит к «перетягиванию» представительным органом на себя распорядительных полномочий, в результате которого происходит дисбаланс прав и обязанностей различных органов публичной власти: депутаты могут принимать популярные (но финансово и экономически не обоснованные) исполнительные решения, а ответственность за такие действия несет администрация. Не редки и обратные случаи: зачастую общие правила, регулирующие вопросы местного значения, устанавливаются нормативным актом исполнительного органа, что ставит под сомнение легитимность таких документов.

Считаю целесообразным отдельной статьей Федерального закона оговорить действие принципа разделения властей для органов местного самоуправления, а также перечислить вопросы, которые находятся в исключительной компетенции исполнительно-распорядительного органа.

2. Размытость границ полномочий местного самоуправления и государственной власти и, как следствие, отсутствие критериев определения приоритетности нормативных документов.

Конституция РФ определяет вопросы местного значения, которые находятся в исключительной компетенции местного самоуправления. Очевидно, что Основной закон не может подробно конкретизировать такие достаточно общие понятия, как, например, организация транспортного обслуживания населения, организация электроснабжения населения и т.п.

Но и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» также подробно не раскрывает используемые в Конституции понятия, входящие в вопросы местного значения.

Вместе с тем специальные федеральные законы, регулирующие, например, водоснабжение, теплоснабжение, организацию транспортного обслуживания населения и т.д. зачастую относят в полномочия органов государственной власти действия, которые необходимы для решения вопросов местного значения, ограничивая дееспособность органов местного самоуправления и ставя их в зависимость от решений органов государственной власти и их должностных лиц. При этом в целом ответственность за состояние разрешения вопросов местного значения с местного самоуправления никто не снимает.

Считаю целесообразным законодательно расшифровать понятия вопросов местного значения, а также расписать приоритет нормативных документов федерального, регионального и местного уровня, в случае, если между ними имеются противоречия в регулировании вопросов местного значения.

Кроме того, считаю целесообразным передать разрешение споров, касающихся определению границ полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти, в компетенцию Уставных судов субъектов РФ.

3. Недостаточная конкретизация в федеральном законе полномочий главы муниципального образования, как отдельного органа местного самоуправления, зачастую приводит к невозможности исполнения им своих специфических полномочий по организации и координации деятельности различных органов местного самоуправления, к оперативному разрешению возникающих между ними противоречий.

Считаю целесообразным выделить в федеральном законе отдельные полномочия главы муниципального образования, а также определить структуры, обеспечивающие его деятельность как отдельного органа местного самоуправления.

4. Непрофильная финансовая обремененность.

Бюджеты муниципальных образований зачастую обременены социальными финансовыми обязательствами (льготами, субсидиями, дотациями и т.п.), принятыми по популистским и политическим мотивам, зачастую сиюминутного характера. Несмотря на то, что такие обязательства не относятся к вопросам местного значения, они, как правило, исполняются в первоочередном порядке даже в условиях бюджетного дефицита. Фактически муниципалитеты влезают в долги для того, чтобы обеспечить финансово малозначащие 100-200 рублевые ежемесячные выплаты инвалидам, пенсионерам и учащимся – тем категориям населения, социальная защита которых относится к компетенции Российской Федерации и субъектов РФ.

Считаю целесообразным ужесточить требования к формированию местных бюджетов в условиях их дефицита в части обязательного исключения из их расходов непрофильных трат, не связанных с решением вопросов местного значения.

А.С. Тиунов


Обсуждение новостей доступно в соцсетях