Предложение проектировщиков, одобренное экспертами, породило массу споров в обществе.
Акт государственной историко-культурной экспертизы, подписанный экспертами Александром Трениным, Виктором Яндовским и Александром Волковым в июне текущего года, управление культуры и архивного дела Орловской области выставило на общественную экспертизу. Дело в том, что орловские градозащитники увидели в нём угрозу исчезновения объекта культурного наследия. По их мнению, в новом акте был намеренно изменён предмет охраны, отражённый в изданном ранее заключении эксперта Ирины Смирновой и ставшим основанием для принятия памятника на госохрану, причём как ансамбля домов.
В новом акте эксперты дают добро на воссоздание Гостиной, 1 путём сноса и утилизации существующих конструкций.
В разные инстанции, включая Минкультуры, из Орла посыпались возмущённые и тревожные обращения. Например, на защиту здания встали орловские художники.
«Снос памятников запрещён законом, – пишут они. – На странице 9 акта экспертизы в разделе «Подготовительные работы» предполагается полный снос существующего объекта. Это является уголовным преступлением. Проект дома Селиверстова, автор Тибо-Бриньоль, не имеет отношения к существующим зданиям, отражая только часть истории этого квартала. Использование его в качестве основы для проекта реставрации необоснованно и недопустимо, поскольку он не является достоверным документальным историко-архитектурным источником для охраняемого ансамбля зданий».
Всё шло к тому, чтобы спорный акт получил одобрение управления культуры. Об этом можно судить даже по характеру ответов чиновников на предложения, вопросы и замечания, поступившие в ходе общественной экспертизы. Их, кстати, никто не скрывает, найти документы можно на официальном портале Орловской области в разделе «Культура».
Тем удивительнее решение областного управления, которым “проект воссоздания” Гостиной, 1 был отклонен.
Что будет дальше с памятником, который рушится на глазах и своим видом откровенно портит облик центра Орла, неясно. Есть большие сомнения в том, что собственник здания отреставрирует его в существующем виде. Памятник могли бы выкупить и восстановить областные власти, но этот вариант из разряда фантастических. Вероятно, ансамбль зданий так и будет саморазрушаться, пока не рухнет.