Родственники Павла Байдака, погибшего полгода назад при строительстве коллектора, подали гражданский иск в суд. И там начинает раскрываться вся правда о фирме «Гаджет»…
Гонка
В сентябре будет ровно 11 месяцев с того времени, когда ООО «Гаджет» взялось за сооружение Зареченского самотечного коллектора. 11 месяцев, предусмотренных муниципальным контрактом, заверенным госэкспертизой. В гонке за деньгами и временем питерской конторе с признаками фирмы-однодневки орловские чиновники разрешили попробовать сделать невозможное – проложить трубу за два месяца. Если бы не это, если бы не постоянные нарушения норм и правил, начиная с момента заключения контракта с ООО «Гаджет» и противозаконного изменения условий этого контракта по ходу дела, – мы не вспоминали бы сегодня о ещё одной дате. В сентябре будет семь месяцев со дня трагической гибели в траншее коллектора двоих орловских ребят.
Осиротевшие
Сегодня в Советском суде Орла слушается дело по гражданскому иску родственников одного из этих парней – геодезиста ООО «Гаджет» Павла Байдака. Ему было всего 28 лет. У Павла остались две дочери: Настя, которой в январе прошлого года было почти четыре, и Соня, осиротевшая в полтора года. Этой семье, как и родственникам второго погибшего, у которого тоже остался ребёнок, вскоре после трагедии, после публикаций в СМИ областная и городская власти выплатили единовременные компенсации. На этом помощь закончилась.
Те, по чьей вине рабочие оказались в шестиметровой траншее с неукреплёнными стенками, те, кто наплевал на все требования техники безопасности, те, кого можно считать прямыми виновниками гибели людей, не дали их детям ни копейки. И, похоже, давать не собираются.
А ведь помнится, вскоре после трагедии Антон Богданович, технический директор «Гаджета», божился, что фирма возьмёт на себя содержание сирот до их совершеннолетия. Но на поверку оказалось, что дети погибших рабочих не могут рассчитывать даже на достойную пенсию по потере кормильца. Павел Байдак зарабатывал неплохо – 30-40 тысяч рублей. Но официально по бухгалтерии проходило лишь шесть тысяч. Остальное Богданович раздавал «налом». Говорит теперь на суде, что ценил труд людей, платил премии, даже брал для этого в долг у мамочки под расписку. Добрый какой, правда, господа налоговики? Вот поэтому теперь пенсия для сирот будет тысячи полторы. Живи, как хочешь…
Одним из требований, заявленных в иске родными Павла Байдака, значится легализация получаемой им зарплаты. Вот только, к сожалению, это вряд ли поможет обеспечить будущее детей. А знаете, почему?
Здесь, в судебном процессе, начинает постепенно раскрываться некрасивая правда о том, что такое на самом деле фирма «Гаджет». И – «зачем» она была нужна. И, хочется надеяться, будет озвучен ответ на вопрос: кто «привел» «Гаджет» и кто ответит за все последствия его появления в Орле. В первую очередь – за смерть людей.
Гонка за миллионами
В акте о несчастном случае, составленном по следам трагедии 14 января, были указаны основные виновники, действия или бездействие которых стали её причиной. Помимо ООО «Гаджет», это генеральный заказчик строительства коллектора – МУП «УКС г. Орла». Истцы уверены: муниципальное предприятие не имело права заключать контракт на прокладку городского коллектора с фирмой, у которой нет опыта работы на аналогичных объектах, нет собственной техники, базы, штата профессиональных строителей. Более того, планировать завершение работ за два месяца вместо одиннадцати, предусмотренных контрактом, гнаться за федеральными миллионами в ущерб нормам Градостроительного кодекса, идти на поводу у подрядчика и не контролировать должным образом ход работ, – разве это не преступление?
Ещё одним виновником в акте названо ОАО «Орёлпроект». К заключению муниципального контракта с ООО «Гаджет» проектировщики разработали проектную документацию. Но по закону, прежде чем браться за дело, «Гаджет» должен был получить рабочую документацию со всеми согласованиями и решениями по технике безопасности. И вот ещё нюанс. Мы помним, что несколько месяцев назад прокуратура оштрафовала УКС за то, что оно в своё время внесло существенные изменения в проект, разрешив «Гаджету» работать открытым способом, а не проколом. Штраф – 20 тыс. рублей. Но дело даже не столько в этой сумме, которую, фактически, признали ценой за две жизни.
Дело в том, что на изменённый проект документов, по сути, никто не готовил. Не предусмотрели укрепления траншей, не думали о безопасности людей. Помимо этого, проектировщики должны были осуществлять авторский надзор, но если они это делали, как могло получиться, что ночью, в свете фар экскаватора, на глубине 5,7 метра в траншее с неукреплёнными стенками, с одной лестницей наверх, работали люди? А если это видели, почему не остановили работы?!
Роковые документы
Но это, как говорится, уже размышления «задним умом». На самом деле важно понимать вот что. Трагедии 14 января могло не быть вообще. Потому что ООО «Гаджет» не должно было появиться в Орле.
Хотя бы потому, что ООО «Гаджет» – фирма, состоящая из двух человек. Её руководители Глеб Кошарный и Антон Богданович в 2010 году скинулись по пять тысяч и зарегистрировали ООО с юридическим адресом в арендованном офисе. До орловского коллектора они успели провести систему отопления в жилой дом. Вот и весь их опыт работы.
С образованием дело обстоит ещё хуже. Кошарный не имеет высшего образования по строительной специальности, Богданович закончил только среднюю школу. Но ведь есть требования Градостроительного кодекса, которые чётко прописывают необходимый уровень знаний, опыта работы, степень профессиональной подготовки сотрудников строительной фирмы, которую можно допустить к тому или иному объекту. Их что, не читал никто из орловских чиновников и прочих ответственных лиц?
Как иначе объяснить, что с этими «директорами» из «Гаджета» заключают муниципальный контракт на 92 млн рублей? При соблюдении всех требований закона, ООО «Гаджет» вообще нельзя было допускать к конкурсу. Но осенью 2011 года, когда федеральные деньги потекли на Орловщину и на конкурс по строительству коллектора заявился только «Гаджет», муниципалитету разрешили заключить контракт именно с ним. И это сделал не кто-нибудь, а руководитель аппарата губернатора и правительства Орловской области Игорь Гармаш, собственноручно подписав роковой документ.
Время – деньги
Ещё одним роковым документом, бесспорно, можно назвать протокол, в котором зафиксирован очередной шаг на пути к трагедии. 1 декабря 2011 года бывший зам.мэра Орла Николай Лякишев предложил комиссии вариант, как успеть за оставшийся месяц освоить бюджетные средства. Вот, мол, Богданович хочет коллектор проложить открытым способом – так быстрее и дешевле. И еще, по словам Лякишева, траншеи посреди города «обеспечат наименьшие (!) неудобства жителям Советского района Орла». А вы, ребята, уж будьте добры, окажите «Гаджету» содействие со всеми документами. Тогдашний начальник УКСа Старцев пытался предупредить, что это – нарушение условий муниципального контракта, и если это всё же делать, то надо согласовывать новый проект и оформлять новые сметы. Бывший начальник водоканала Климов вторил: необходимо соблюдать технику безопасности. Но кто их слушал? Время – деньги!
Кто будет отвечать?
Что получилось из этой спешки, мы знаем. Не знаем пока только, кто будет отвечать за «роковые ошибки». Сегодня все прямые и косвенные виновники трагедии пеняют на «Гаджет» – мол, они сами во всём виноваты. С них и спрос. А какой с «Гаджета» спрос?! По уставу, это ООО может быть ликвидировано решением Кошарного и Богдановича «без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам». И с кого спросить за сляпанный кое-как коллектор? За мизерную пенсию для сирот? За всё беззаконие, которое с подачи областных властей и «по умолчанию» городских 11-й месяц творится в Орле? Данным материалом «ОВ» открывает серию публикаций, цель которых – разобраться в истинных причинах и последствиях появления ООО «Гаджет» в Орле.
Елена Майорова, «Орловский вестник» (№ 31(996)от 22.08.2012)