Такой вывод сделала комиссия Госинспекции труда по Орловской области, проводившая расследование.
По сообщению, опубликованному на сайте ведомства, в ходе расследования установлено следующее. В день происшествия, 3 октября, около 22 часов оператор иловых площадок обнаружила в левом отсеке помещения насосной станции перекачки сырого осадка и активного ила течь сырого осадка из задвижки трубы. Оператор немедленно доложила о случившемся сменному мастеру, которая вместе со слесарем-ремонтником М. и электромонтёром по ремонту и обслуживанию электрооборудования М. пришли к месту течи. Установив причину течи (задвижка находилась в положении «открыто»), слесарь-ремонтник М., сходив за сапогами и необходимым инструментом, вошёл в левый отсек и подошёл к задвижке. Взявшись за задвижку, чтобы закрыть её, слесарь тут же упал навзничь в разлившийся по полу левого отсека сырой осадок. Увидев это, электромонтёр М. и пришедший на место происшествия машинист насосных установок В. поспешили ему на помощь, но зайдя в отсек, они также потеряли сознание и упали на пол лицом вниз. Сменный мастер немедленно запретила заходить в отсек другим работникам, вызвала МЧС и скорую медицинскую помощь. Прибывшие сотрудники МЧС извлекли пострадавших из помещения насосной станции. Работниками скорой медицинской помощи была констатирована смерть машиниста В. и электромонтёра М. Слесарь М. был направлен в лечебное учреждение, где 4 октября скончался в результате последствий аспирации инородных масс, лёгочно-сердечной недостаточности. Причинами смерти машиниста В. и электромонтёра М. явилась механическая асфиксия от закрытия верхних дыхательных путей жидкостью при утоплении.
В крови всех пострадавших был обнаружен этиловый спирт.
Основной причиной этого группового несчастного случая явилась неудовлетворительная организация работ в помещении насосной станции, не оборудованной местной аварийной предупредительной сигнализацией (звуковой, световой) и вентиляцией, неиспользование средств индивидуальной защиты (шланговые или кислородные изолирующие противогазы), без выдачи наряда-допуска. Причинами также явились отсутствие у руководства станции аэрации плана ликвидации аварийных ситуаций, непроведение с работниками противоаварийных тренировок, отсутствие в организационно-технологической документации по эксплуатации сооружений и оборудования действий персонала при возникновении аварий и их ликвидации, недостаточном контроле со стороны руководителей станции за соблюдением подчинёнными работниками требований инструкций по охране труда и трудовой дисциплиной
Ответственными лицами за данный несчастный случай явились главный инженер МПП ВКХ «Орёлводоканал», начальник станции аэрации, его заместитель, сменный мастер, которые не обеспечили организационно-технических мероприятий по созданию безопасных условий труда, обеспечению работников необходимыми средствами индивидуальной защиты.
Материалы расследования данного несчастного случая направлены в прокуратуру по месту нахождения организации для рассмотрения и принятия решения.
За допущенные нарушения трудового законодательства по охране труда юридическое лицо привлечено к административной ответственности.