Руководитель Контрольного управления Константин Чуйченко доложил президенту Дмитрию Медведеву, что только в Центральном Федеральном округе и только за 2009-2010 годы компании, работающие в сфере ЖКХ, вывезли за границу 25 млрд рублей. Президент распорядился провести тотальную проверку по всей стране.
На сайте Дмитрия Медведева выложена запись его беседы с Чуйченко. Предлагаем ознакомиться!
К.ЧУЙЧЕНКО: Дмитрий Анатольевич, что касается нашей проверки по сектору ЖКХ, нами было выявлено множество финансовых операций, которые имеют признаки так называемой сомнительности. Эти операции были произведены организациями, которые оказывают населению услуги в жилищно-коммунальной сфере. И соответственно эти организации вместо того, чтобы направлять денежные средства на модернизацию системы, направляли их либо компаниям, которые имеют признаки однодневности, либо вообще за рубеж. А потом эти денежные средства возвращались уже в значительно меньшем размере в виде займов.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это кто делал? Какие это структуры?
К.ЧУЙЧЕНКО: Это различные организации, которые работают на муниципальном уровне.
Д.МЕДВЕДЕВ: А кто их определяет?
К.ЧУЙЧЕНКО: Эти организации определяют муниципалитеты.
Д.МЕДВЕДЕВ: По конкурсу? Или сами выбирают?
К.ЧУЙЧЕНКО: По конкурсу. Например, что касается Центрального федерального округа, мы посчитали: объём выведенных средств за границу за два года, за 2009–2010 годы, составляет около 25 миллиардов рублей.
Д.МЕДВЕДЕВ: То есть по всем субъектам, входящим в Центральный округ, эти организации, однодневные и не очень однодневные, выводили деньги за границу?
К.ЧУЙЧЕНКО: Нет, не они однодневные. Они эти денежные средства перечисляли однодневным организациям, которые в свою очередь уже дальше переводили эти средства за границу.
…..
Д.МЕДВЕДЕВ: Но …ведь это огромный объём, 25 миллиардов.
К.ЧУЙЧЕНКО: Огромный объём действительно. Собственно говоря, поэтому мы и предложили Вам подписать поручение о проведении тотальной проверки на территории всей Российской Федерации силами Генеральной прокуратуры, МВД, Следственного комитета, Росфинмониторинга. В ходе этих проверок должны быть приняты соответствующие процессуальные решения, потому что всё, что касается ЖКХ, затрагивает интересы всех наших граждан. По сути дела, организация, которая оказывает услуги в сфере ЖКХ, таким образом залезает в карман практически каждого человека, который проживает на этой территории.
Д.МЕДВЕДЕВ: Так и есть. Это наши с вами деньги, которые вынимаются из ремонта коммуналки и отправляются на счета тех организаций, которые потом эти деньги присвоят. Воровство. Воровство денег, принадлежащих налогоплательщикам.
Но я думаю, что помимо поручения сделать это правоохранительным органам нам нельзя из этой схемы устранять губернаторов и полномочных представителей, потому что для того, чтобы эту работу организовать, одних правоохранителей будет мало. Давайте добавим туда указание полпредам, которые должны вместе с руководителями субъектов Федерации это сделать. Тем более что за муниципалитеты, за состояние дел в муниципалитетах отвечают не только руководители муниципальных образований: это ответственность и глав территорий, глав регионов.
К.ЧУЙЧЕНКО: Да, совершенно верно. И, собственно говоря, второй частью нашей проверки являлось выявление системных факторов, которые влияют на размер инвестиций, которые направляются в систему ЖКХ и соответственно засчитываются в тарифы. И здесь тоже нами выявлены определённые проблемы, как я уже сказал, системного характера.
Прежде всего, при утверждении тарифов используются завышенные данные об износе инженерных сетей и оборудования. Это означает, что тем самым организации, которые оказывают услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, имеют возможность больше денег вкладывать в существующую структуру. При этом зачастую объективная необходимость в этом отсутствует, потому что у нас вкладываются достаточно большие денежные средства, а тем не менее процент износа не уменьшается.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это то, о чём обычно люди говорят. Растёт коммунальная плата – старьё как стояло, так и стоит, ничего не меняется. Процент износа не уменьшается.
К.ЧУЙЧЕНКО: Да. Ещё хотелось бы отметить то, что у нас в системе жилищно-коммунального хозяйства используются устаревшие нормативы потребления, а исходя из этих нормативов потребления, собственно говоря, и рассчитываются необходимые инвестиции и расходы на содержание этой инфраструктуры. Например, у нас норматив потребления по воде доходит до 400 литров, норматив потери составляет 35–40 в этих сетях. Для сравнения: уровень водопотребления, например, в той же Дании, Польше и Германии составляет всего 130 литров на человека при потерях в сетях 6–8.
Кстати, проведённые эксперименты на территории России показывают, что нормальному среднему человеку, постоянно проживающему в квартире, достаточно в районе 100, с учётом потерь – 150 литров воды. И соответственно этот фактор опять-таки очень влияет на формирование тарифа, потому что всё это расходы: надо содержать излишние производственные мощности для того, чтобы обеспечивать 400 литров.
По нашему мнению, в настоящее время отсутствуют системные механизмы, которые обеспечивали бы контроль за выполнением организациями производственных программ и инвестиционных программ. То есть наши потребители не имеют возможности знать, каким образом расходуются деньги, которые собираются с них в виде платы за оказанные услуги. И этому посвящена вторая часть нашего поручения, которая покрывает все те проблемы, о которых я Вам доложил.
Д.МЕДВЕДЕВ: По поводу коммуналки и ответственности руководителей муниципалитетов: нужно в перечень поручений, в этот документ, включить указания также на то, что при выявлении соответствующих фирм-однодневок или просто перечислении денег за границу без достаточных оснований, по подложным документам, выявлении иных мошеннических схем глава субъекта Федерации обязан ставить вопрос об отрешении от должности, об увольнении соответствующего главы муниципалитета. Дополните перечень поручений.
К.ЧУЙЧЕНКО: Есть.