Новый взгляд на нас и наше прошлое сквозь призму современного кино

В Орловском государственном университете им. И. С. Тургенева завершилось чтение цикла интерактивных мультимедийных лекций, выигравших грант «Российского общества «Знание», – «Новый взгляд в прошлое: влияние современной художественной кино- и теле-продукции на историческое сознание и национальную идентичность».
kazakova
Руководитель проекта – к.и.н., доцент кафедры истории России исторического факультета Ольга Юрьевна Казакова прочитала четыре 90-минутные лекции студентам 1-4 курса вузов г. Орла. На каждой лекции проводилось анкетирование слушателей на тему “Киновкусы и мнение студенческой молодежи о современном кинематографе, посвященном национальной истории”, результаты которого стали предметом отдельного исследования. Лекции посетило более двухсот слушателей.

kazakova1Лекции были посвящены следующим сюжетам:
1. «Новый взгляд в прошлое: влияние российской кинопродукции на современное историческое сознание»
2. «Как формируется гражданская нация: новые темы и идеология современного американского кинематографа, посвященного национальной истории»
3. «Лечение старых ран: общественный запрос на ревизию национальной истории и отклик на него европейского исторического кино (Англия, Германия, Украина)»
4. «В поисках национальной гордости: особенности азиатских исторических фильмов и оценка их воздействия на коллективное самосознание и современные общественно-политические процессы в регионе (Турция, Индия, Китай)»

В 2010-е годы во многих странах мира наблюдается повышение интереса кинематографистов и зрителей к событиям национальной истории. В то же время явно ощущается и не может не беспокоить общественно-политический запрос на ревизию сложившегося взгляда на историю (например, попытки пересмотра итогов Второй Мировой войны) и его отражение в кинематографе. Несмотря на жанровые/форматные ограничения/различия фильмов и телесериалов, посвященных историческим сюжетам, их можно разделить на две категории — историческое фэнтези, как правило, героизирующее и романтизирующее давнее прошлое страны и народа (например, «Дружина» (Россия, 2015), «Великолепный век» (Турция, 2011-2014), «Джодха и Акбар» (Индия, 2013)), и историческая реконструкция, берущая начало откостюмированных экранизаций BBС и стремящаяся восстановить исторически достоверную картину недавнего прошлого, но в интересах современного идеологического заказа (как официального (в том числе в рамках информационной войны, например, «5 дней войны» (США, 2008) и «Олимпиус инферно» (Россия, 2008)), так и общественного (например, резонансный сериал «Наши отцы, наши матери» (Германия, 2013)). Сравнительный анализ фильмов «большого» и «малого» экранов США, Англии, Германии, России, Украины, Турции, Индии и Китая позволяет выявить их влияние на историческое сознание, национальную идентичность и картину мира зрителей.

Кино обладает сильным и комплексным воздействием на массовую аудиторию, поэтому предлагаемая им интерпретация прошлого страны и народа (часто искаженная, утрированная, стереотипизированная или даже намеренно фальсифицированная) становится основой национального самосознания, исторического восприятия и картины мира целого поколения. Проект направлен на выявление (путем сравнительного анализа кинопродукции ряда стран) причин и последствий современной моды на исторические фильмы, определение тематики и качества исторической кинопродукции, научно обоснованное описание механизма восприятия прошлого сквозь призму кинематографа, способов и форм манипуляции историческим национальным сознанием зрителей.

Актуальность проекта обусловлена острой общественной дискуссией, вспыхнувшей вокруг кино- и теле-проектов, освещающих травматичные для коллективного сознания периоды и темы отечественной истории (особенно, Великой отечественной войны, темы коллаборационизма, освобождения Европы советской армией) либо предлагающие альтернативную отечественной интерпретацию сюжетов (например, по поводу грузино-осетинского конфликта 2008 года, войны 1812 года (британская экранизация 2016 г. «Войны и мира» Л. Толстого)).

Среди задач просветительского проекта О.Ю. Казаковой можно назвать:
1. Сравнительный анализ современной исторической кино- и теле-продукции США, Англии, Германии, России, Украины, Турции, Индии и Китая и ее трансляции – для выявления ее тематического, форматного и содержательного своеобразия, количественных и качественных характеристик зрительской аудитории.
2. Научную профессиональную экспертизу качества современной исторической кино- и теле-продукции на предмет ее исторической достоверности, аутентичности контента изображаемым эпохам, событиям, персоналиям.
3. Выявление механизмов, особенностей и последствий влияния современной исторической кино- и теле-продукции на массовое сознание, в особенности, таких сомнительных и негативных, как появление существенных пробелов в исторической памяти, рост национализма, реваншистские настроения, агрессивные стереотипы в отношении других народов и стран, вплоть до ксенофобских и расистских.

По данным опроса слушателей лекций, на большом экране студентов привлекают премьеры фильмов, они внимательно следят за новинками кинопроката по трейлерам, но в большей мере по отзывам в социальных сетях. Коллективный разум и характер киноинтересов т. н. «поколения Z» является новым явлением не только в кинопотреблении, но и в современном кинопроизводстве. Создание и успешный прокат фильма «28 панфиловцев» (2016) является первой отечественной ласточкой краудфайдинга — коллективного сбора средств для проекта. Как объяснил житель Северодвинска, пожертвовавший 1 миллион, «это надежда на то, что рассказов о подвигах и самопожертвованиях будет больше, чем «штрафбатов», «сволочей» и прочего шлака типа фильмов «Утомленные солнцем-2». Я хочу, чтобы мои дети смотрели хорошее кино». Фильм «28 панфиловцев» стал и примером мобилизации общественной поддержки на стадии организации съемок — 500 тыс. человек проголосовало за него в Интернете, что побудило Министерство культуры выделить создателям картины грант для продолжения работы. Обделенная госфинансированием Светлана Дружинина теперь намерена собрать через Инстаграмм 5,5 млн. долл. на продолжение своих «Гардемаринов». Вскоре понятие «популярное», то есть прибыльное для производителей, кино будет дополнено термином «народное» кино, то есть созданное по желанию и на средства массовой зрительской аудитории. Таким образом, общественное мнение и вкусы могут и будут формировать номенклатуру и идейную направленность исторического кинематографа ближайшего будущего.

Общественный запрос, получивший зримое выражение и материальное подкрепление, вызовет и уже вызывает ревизию сложившейся картины прошлого, что не может не вызывать беспокойства. В интересах оздоровления коллективного сознания и психики, поддержания позитивного эмоционального фона народа происходит переписывание истории в ее узловых, травматичных, чреватых конфликтами моментах. Например, целый поток английских исторических сериалов посвящен «старой доброй Англии» – доминирующей колониальной империи с родовой аристократией и добродетельным средним классом (самые популярные из них «Аббатство «Даунтон», «Виктория», не считая продолжающейся серии исторических фильмов Би-Би-Си), что резко контрастирует с реальной Англией после брекзита, захлебывающейся в волнах разноцветной миграции. Большой общественный резонанс вызвал немецкий сериал «Наши отцы, наши матери» (2013), изживающий старый комплекс вины Германии за нацизм и ужасы Второй Мировой войны. В нем показаны тонко мыслящие и чувствующие немецкие интеллигенты, по злой воле Гитлера воевавшие на Восточном фронте, где убийства врагов наносили им тяжелые душевные раны, советские солдаты и «кровожадные польские партизаны» представлены зверями и насильниками. Фильм получил хорошие отзывы в Германии, но вызвал официальные протесты со стороны России и Польши. Таким образом, на указанных примерах видно, что слова российского шефа жандармов о прекрасном национальном прошлом становятся универсальным правилом мирового исторического кинематографа.

Стратегической целью проекта является просвещение зрителей как самостоятельно и критически мыслящих людей, способных заметить и понять способы манипуляции их сознанием и противостоять этому влиянию, способных оценить мотивы, выбор сюжетов и долгосрочные последствия создания и трансляции современной кинопродукции о национальном прошлом.

P.S. При реализации проекта используются средства поддержки, выделенные в качестве гранта на основании конкурса, проведенного Всероссийской общественно-государственной организацией «Российское общество «Знание».


Обсуждение новостей доступно в соцсетях