Деловое общение орловцев и москвичей всегда напоминает диалог разных цивилизаций. Лицом к лицу оказываются чуть ли не противоположные философии, взгляды на жизнь и ее темпы. 2 апреля в городской администрации произошла очередная встреча двух сторон: архитектор столичного бюро «Megabudka» Артем Укропов и орловские чиновники с депутатами при поддержке общественников обсудили проект обновления Городского парка. Забойный баттл, казалось бы, не был нужен, но без него не обошлось.
Если вкратце – москвичи приехали, посмотрели на городской парк свежим взглядом, обомлели и предложили сделать из него нечто не похожее на филиал геронтологического центра. Им можно доверять: на выходных они гоняют в свой Парк Горького – московские власти не побоялись провернуть такой ребрендинг, что там теперь есть вообще всё.
Перемены постучались не вчера: горсад давно перестал быть зоной для интересного отдыха и развлечений и представляет из себя скопление аллей, разбитых фонарей и шашлычных, но когда приходит уведомление о солидной сумме, упавшей в казну из федерального кошелька, надежды на таяние ледников становятся как-то ближе.
Прямо сейчас ГПКиО привлекает молодежь настолько же, насколько пенсионеров – русский рэп. Недаром столичный режиссер Юрий Грымов, немного пошевелив усами, заявил, что центр Орла благополучно уехал поближе к выезду из города. Впрочем, где еще оксюморону становиться реальностью, как не в литературной столице.
Самой частой репликой, которую произносил Артем Укропов во время своего выступления, было «только не пугайтесь». Кажется, мы знаем, почему: в портфолио «Megabudka» среди московских проектов затесались Ульяновск и Новосибирск, и презентации для местных тоже могли стать шок-контентом. С трехсоттысячниками бюро, если верить их сайту, еще не работало. Не все, что озвучил архитектор, бесспорно, но изменения «нужны, чтобы было интересно». Представим идеи превращения артрит-пространства в арт-пространство тезисно:
– Парк должен стать центральной точкой города. Условное название – «Литературный сад»;
– Парк сильно замусорен, и дело не в клиентуре шалманов, а в нагроможденных конструкциях;
– К слову о посетителях – они отпугивают тех, кто реально должен тусить в парке;
– Входная группа нагружена объектами разного стиля – колоннада, стела и цветочный павильон. Стелу лучше было бы перенести;
– Аллея между парком и площадью Ленина сейчас – Советский Союз;
– Старые, страшные и опасные аттракционы нужно убрать, а в колесе обозрения заменить кабинки. Сохранить площадку для нестационарных аттракционов и продавать им места на лето;
– Сделать так, чтобы Городской парк не был замерзающим трупом зимой. Каток, гольф-снежки (глаза первых депутатов полезли на лоб);
– На месте некогда стоявшего театра восстановить его фасад из труб (позволит на секунду забыть, что ты не в Орле);
– Вместо «пива и шаурмы» продавать «мохито и фалафель» (власти пополнили свой словарный запас);
– Загнивающий «Юбилейный». Здесь самое интересное – сделать его центром андерграундной культуры. Внутри бахнуть площадку для скейтеров и роллеров вместе с секциями для обучения детей;
– Мегабудку полицейских напротив «Юбилейного» вынести к входной группе;
– Лекторий, кинотеатр, площадка для йоги;
– Рядом с ротондой сделать площадку для временного свадебного павильона с дорожкой к ЗАГСу;
– На месте фонтана сделать сухой фонтан (вообще топ, в Орле такого нет и близко) либо пересмотреть форму нынешнего фонтана;
– Перенести летнюю сцену в другое место;
– Использовать орловский спис в элементах оформления и декора;
– На территории «Колизея» обустроить танцплощадку, прокаты, склад драгоценных стульев из «Юбилейного», туалет (очень актуально, чтобы прекратить удобрять легендарные памятные деревья парка);
– восстановить Дом смотрителя тюремного замка и открыть там кафе (референс Семиделихину, которому только стоило употребить слова «Макдональдс» и «памятник архитектуры» рядом, как в него полетели бургеры градозащитников).
***
Выдохнули? Возвращаемся в реальность – туда, где есть депутаты Орловского городского Совета, представители народа.
Первым слово взял Олег Карпиков. Он сразу же окунул собравшихся в привычную терминологию – «публичные слушания», «широкое общественное обсуждение» и проч. Затем настало время замечаний – «полицию было бы лучше перенести в «Юбилейный» (видимо, чтобы держать андерграундную культуру в андерграунде), а эстраду убирать ни за что нельзя – она находится там «исторически» и «очень удобна» (ага, для любителей попеть под гармонь).
Идея с сухим фонтаном не понравилась ни Карпикову, ни Наталье Кирдеевой, говорившей следом. Взмахнув ресницами цвета тины, она заявила: парк создан, чтобы «наслаждаться природой».
– Почему бы нам не сохранить все то прекрасное, что есть в парке? Как это вообще – убрать фонтан? Такая концепция растянется на сто лет!
Общественникам вдруг взгрустнулось, что к проектировке не привлекались орловские компании. В проекте они усмотрели «быстрые волюнтаристские решения» и попросили мэра Василия Новикова удержаться от них.
Все надежды окончательно перечеркнул краевед Виктор Ливцов. Он уверенно заявил, что парк является сразу двумя памятниками, и ни о чем революционном говорить нельзя – закон запрещает.
***
После нескольких ушатов холодной воды – пара слов о том, что вы и так прекрасно знаете.
Орловская власть:
1) имеет страх перед всем новым, подкрепленный гигантским нежеланием шевелиться (если кто-то не видел блестящий дизайн-проект реконструкции Городского парка, который сейчас висит на сайте администрации Орла, рекомендуем ознакомиться – там вообще никаких глобальных отличий от фото со спутника);
2) очень архаична и живет в Советской России;
3) вообще не думает о молодежи. Последнее вполне объяснимо – не студенты делают рекордную явку.
И немного предсказаний: в Городском парке достаточно посредственно уложат плитку и покрасят колоннаду, и безудержные вечеринки с баяном никуда не денутся. Историческое наследие становится лакомой конфетой, только когда завернуто в красивый фантик, а не валяется на полу в волосах.
Студенческий город, говорите?
Руслан Марченко, ИА “Орелград”