По-другому назвать проект бюджета области на будущий год очень трудно.
Судите сами. На 1 января 2014 года объём государственного долга Орловской области ожидается в размере 8,2 миллиарда рублей, или около 65 процентов от объёма собственных доходов.
В течение 2014 года он, по прогнозам, возрастёт ориентировочно до 11,3 миллиардов рублей, что составит 78-79 процентов от объёма доходов. Чиновники уверяют, что долг области укладывается в пределы, установленные бюджетным законодательством страны. Но это звучит как мантра для самоуспокоения.
Рост госдолга за год сразу на 3,1 миллиарда рублей – это серьёзно. Неясно, как область собирается его сокращать и собирается ли вообще это делать. Если судить по проекту бюджета, который депутатам облсовета предстоит обсудить во втором чтении уже 29 ноября, то в последующие годы ситуация лучше не станет.
Например, согласно данным областного Департамента финансов, в следующем году дефицит бюджета составит 2,799 миллиарда рублей, в 2015 – 2,546, в 2016 году – 3,432 миллиарда рублей. А основным источником покрытия дефицита, как известно, является кредитование.
Залатать бюджетную дыру можно за счёт приватизации, но после двадцатилетней распродажи госимущества продавать уже почти нечего. Значит, области придется брать займы и впредь, что тоже учтено в проекте бюджета.
Достаточно взглянуть на пункт, устанавливающий предельный размер государственного долга Орловской области на предстоящий финансовый год. На 1 января 2015 года его планируется установить в размере 14,389 миллиардов рублей, на 1 января 2016 – 16,424, на 1 января 2017 года – 18,122 миллиарда. И дальше, судя по всему, долг будет расти. Но к тому времени авторы нынешнего проекта, скорее всего, выйдут на пенсию, и расплачиваться по их долгам будем даже не мы, а наши дети и внуки.