В областное управление культуры поступило обращение за подписью директора ГИИ Натальи Сиповской.
Письмо также подписано ведущим научным сотрудником, кандидатом искусствоведения, госэкспертом Еленой Щёболевой. Там говорится о том, что в адрес Государственного института искусствознания поступило коллективное заявление деятелей культуры Орла о готовящемся сносе домов-памятников. И что после изучения материалов по этому объекту культурного наследия (в том числе, акта историко-культурной экспертизы за подписью эксперта Ирины Смирновой) сделан вывод о несомненной историко-культурной и архитектурной ценности данных зданий.
– В соответствии с действующим законодательством, плохое техническое состояние не является основанием для сноса исторически ценных элементов градостроительной среды, – говорится в тексте письма на имя и.о. начальника управления культуры Людмилы Бородиной.
Эксперты ГИИ попросили Бородину “остановить это незаконное действие”, поскольку “намеченное уничтожение объектов, характеризующих особенности застройки города XVIII–XIX в., недопустимо и противоречит научным принцам охраны культурного наследия”.
Копию письма в распоряжение ОрелГрада предоставили коллеги из “Орловских новостей”.
Напомним, некоторое время назад история с Гостиной,1 вышла на новый виток. Был подготовлен новый акт историко-культурной экспертизы, одобряющий предложения “воссоздать художественно-архитектурный облик застройки” на основе проекта архитектора Иосифа Тибо-Бриньоля от 1880 года, путём разбора существующих зданий (с последующей утилизацией “останков”) и строительства нового здания, причём с повышением высотности до четырёх этажей. Градозащитники сочли это заключение экспертов недобросовестным и искажающим выводы “предыдущей” экспертизы Ирины Смирновой и выступили категорически против новых предложений.
Деятелей культуры, как видим, поддержали и искусствоведы ГИИ. О реакции руководства управления культуры пока ничего не известно.
Ситуация с Гостиной,1 вызывает в Орле ожесточённую дискуссию. Одни считают, что дом, когда-то служивший украшением города, нужно снести и забыть. Другие (кстати, среди них есть работники сферы культуры) считают, что в свете его нынешнего состояния копия-новодел, пусть и неточная, – приемлемое решение. Третьи (в основном, культурная общественность, болеющая за историческое наследие не за зарплату, а по зову сердца) требуют сохранить подлинность архитектурного ансамбля.
Между тем, Гостиная, 1 никогда не была бесхозной. Есть конкретные люди, которым закон предписывает чёткие обязанности по содержанию объекта культурного наследия. Если эти правила нарушаются, должны наступать правовые последствия. А их нет на протяжении многих лет, несмотря даже на наличие решения суда по ненадлежащему содержанию.
Но есть и другой момент. Как уже не раз отмечали читатели ОрелГрада, страсти в нашем городе начинают кипеть лишь вокруг тех зданий, где начинается какая-то деятельность. Дом писателей-орловцев, дом Лизы Калитиной, Гостиная, 1… Остальные дома-памятники тихо хиреют под протекающими крышами без всякой “поддерживающей терапии”, а то и вовсе горят в пожарах. И до того, чтобы побудить ответственных лиц хотя бы к консервации объектов культурного наследия, раз уж на их реставрацию и достойное содержание средств никогда не хватает, не доходят руки ни у прокуратуры, ни у общественности…