Взятка города берет
(http://www.novayagazeta.ru/data/2008/38/09.html)
“Новая газета” составила список мэров которым грозит срок. Александр Касьянов оказался самым безобидным в списке газеты. Неуплата налога в домэрскую бытность не сравнится с превышением служебных полномочий, взятками, хранением боеприпасов и похищением людей. Однако 10 место. Читаем…
В коррупционных скандалах самыми уязвимыми оказались мэры
Уже несколько лет в регионах идет ожесточенный поиск коррупционеров среди мэров. Он начался еще до того, как Путин пригрозил отрубать им руки, а Медведев, приняв эстафету, сам возглавил борьбу с коррупцией. Год назад «Новая» анализировала первые результаты массовой борьбы с главами городов (№ 41, 2007 год). В течение прошедшего года охота на них продолжалась.
Мэр оказался, пожалуй, самым беззащитным начальником. В кампании по войне с коррупционерами, которая в большинстве случаев вылилась во внутренние переделы на местах и борьбу за кресла, у мэров не оказалось сильных федеральных лоббистов. Оно и понятно: по Конституции местное самоуправление вообще не входит в систему органов госвласти.
Пик уголовных дел против мэров пришелся, по оценке политолога Александра Кынева, на 2006 год и первую половину 2007-го. В это время «срослись» сразу несколько условий. Губернаторов уже лишили самостоятельности и перестали всенародно выбирать, а местное самоуправление, напротив, стало набирать авторитет, что порождало у губернаторов фобии окончательно потерять контроль над своей территорией. Между тем лозунг борьбы с коррупционерами на всех уровнях власти уже пару лет как был запущен Владимиром Путиным, и губернаторы этим воспользовались.
1. Экспериментальным путем было установлено, что скандалы и обращения к общественности мэрам мало помогают. Мэр Волгограда Евгений Ищенко, например, вышел на свободу только на следующий месяц после проведения в Волгограде новых мэрских выборов (получил год лишения свободы, который уже отсидел в СИЗО, будучи признан виновным в незаконном предпринимательстве и незаконном хранении боеприпасов).
2. Экс-мэра Архангельска Александра Донского в марте нынешнего года приговорили к трем годам лишения свободы условно (за злоупотребление должностными полномочиями — использование средств бюджета на личную охрану, до этого оштрафовали «за использование фальшивого диплома»). Он не может участвовать в мэрских выборах, а сейчас ему грозит еще и принудительная психиатрическая экспертиза.
3. Отстраненный от должности мэр Томска Александр Макаров вину не признает. Его обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, получении взяток, халатности, незаконном участии в предпринимательской деятельности. На днях ему предъявили обвинения по 14 эпизодам.
4. В середине мая Верховный суд оставил в силе обвинительный приговор бывшему мэру Тольятти Николаю Уткину. Он был задержан в мае прошлого года по подозрению в вымогательстве у директора одной из строительных компаний 150 миллионов рублей, признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и получении взятки и на семь лет отправлен в тюрьму.
5. Глава Ставрополя Дмитрий Кузьмин, лидер местных справедливороссов, теперь в бегах, объявлен в федеральный розыск (возбуждено уголовное дело за превышение должностных полномочий, подозревается в незаконных операциях с жильем).
6. А вот бывший мэр Владивостока Владимир Николаев вину сразу признал и в результате получил 4,5 года условно (обвинялся в злоупотреблении должностными полномочиями — за незаконную организацию охраны себя за бюджетный счет).
«Только одна повинная может не спасти, надо заранее уйти в отставку, но это уже поражение. Результат зависит от отношений губернатора с федеральной властью», — рассуждает Кынев.
7. Около двух лет тянулось дело бывшего мэра Якутска Ильи Михальчука против двоих его замов за хищения и получение взяток, его брат был осужден за хранение наркотиков. И Михальчук осенью прошлого года подал в отставку. А вскоре был назначен губернатором Архангельской области… На место губернатора Николая Киселева, противник которого мэр Донской, в свою очередь, обвинялся в финансовых нарушениях. Загогулина.
8. В апреле в Москве задержали главу администрации Тамбова Максима Косенкова, когда тот приехал на съезд «Единой России». Вообще при желании на съезде много кого можно было перехватить, но жребий пал именно на Косенкова. Его обвинили в похищении гражданина Украины Виталия Бабия. Как пишут СМИ, Косенков удерживал украинца два года. Опрошенные «Новой» эксперты разошлись в оценках, есть ли здесь политика (по мнению одних, все выглядит как инсценировка похищения, и мэра просто хотят сменить на его посту) или только опрометчивый поступок человека с разбитым сердцем.
9. В марте, уже после президентских выборов, возбуждено уголовное дело против мэра Элисты Радия Бурулова — за злоупотребление должностными полномочиями. На открытом конкурсе на поставку ГСМ в 2006 году победителем стало ООО «Баррель», учрежденное отцом и женой Бурулова. Цена контракта, по мнению правоохранителей, превышала среднерыночную, и городскому бюджету был нанесен ущерб в размере не менее 698 тыс. руб. Сейчас Бурулов временно отстранен от должности. Аналитики связывают конфликт мэра с Кирсаном Илюмжиновым с тем, что мэр отказался уходить в добровольную отставку. К тому же единоросские начальники не договорились по спискам кандидатов в депутаты народного хурала от «Единой России», из-за чего «ЕдРо» провалилось на выборах: по республике партия набрала 54%, а в Элисте — лишь 36% голосов.
10. Вроде бы затихшее дело против мэра Орла Александра Касьянова в прошлый четверг вновь всплыло на информационных лентах. Дело тянется аж с 2006 года, по нему Касьянов обвиняется в уклонении от уплаты налогов в период руководства «Новочебоксарским домостроительным комбинатом». По версии следствия, он скрыл порядка 136 млн рублей. Как раз в марте того года Касьянов победил на мэрских выборах Павла Меркулова — кандидата губернатора Егора Строева. Тогда администрация Строева вступила в битву с администрацией мэра. Касьянову не помогло даже то, что в прошлом году он вступил в «Единую Россию» в надежде на позитивные изменения в своей судьбе. Сразу после выборов в Госдуму, с января этого года, стартовали судебные заседания. В прошлый четверг Новочебоксарский городской суд в Чувашии постановил арестовать мэра Орла.
11. По всей видимости, сыграть на опережение решил мэр Вологды Алексей Якуничев — он ушел в отпуск и, как прогнозируют местные политики, может из него и не вернуться. В конце августа прошлого года против мэра было возбуждено уголовное дело за нецелевое расходование средств, превышение должностных полномочий и дачу взятки. В прокуратуре считают, что глава города принимал незаконные решения о предоставлении квартир муниципального жилфонда, земельных участков.
12. Тяжелые отношения губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина с мэром Твери Олегом Лебедевым сопровождаются затяжными уголовными процессами. В апреле было возобновлено уголовное дело в отношении Лебедева, и расследование продлено до 2 июня. Его обвиняют в воспрепятствовании осуществлению правосудия — расследованию, проводимому в отношении вице-мэра Олега Кудряшова, в свою очередь обвиненного в превышении должностных полномочий при распределении земельных участков.
13. Завершено, наконец, расследование уголовного дела в отношении экс-мэра Великого Новгорода Николая Гражданкина. 3 апреля Гражданкину предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий, нецелевом расходовании бюджетных средств в особо крупном размере. Дело было возбуждено в июле 2007 года. Гражданкин в декабре покинул свой пост досрочно.
14. А мэр Рязани Федор Провоторов после возбуждения против него уголовного дела за заведомо ложный донос (джип Провоторова сбил мотоцикл с подростками, а вину взял на себя депутат Сергей Васин, хотя, по мнению следствия, за рулем был мэр) и незаконное участие в предпринимательской деятельности, успел переизбраться. Дело за ложный донос приостановлено.
15. К началу очередной антикоррупционнной кампании в регионах остались и «замороженные» конфликты. Например, мэр Воронежа Сергей Колиух инициировал проверку деятельности предыдущего мэра Бориса Скрынникова, бывшего сторонника «Справедливой России». Проверка должна закончиться к началу июня. Уже звучат обвинения в ненадлежащем ведении финансовой отчетности.
В том, что дела против мэров будут инициироваться и дальше, никто не сомневается. Вопрос — в каком масштабе. По мнению Александра Кынева, хотя новые дела и появятся, но «ресурс кампанейщины против мэров исчерпан. Ведь коррупция в структурах местного самоуправления — мелочь, вершина айсберга». А политолог Ростислав Туровский уверен, что, «поскольку на федеральном уровне запущена очередная антикоррупционная кампания, машина потребует новых жертв, а самым слабым звеном по-прежнему остается местное самоуправление». Другой вопрос, что это не борьба с коррупцией, а «сведение счетов между региональными группировками при участии федерального центра, цель — освобождение кресла мэра» для человека, который не будет выпадать из стройной и совершенной вертикали власти.
Яна Серова