О ней заговорили критики и написали уже многие газеты по всей стране. А в Орле еще мало кто знает…
Сначала о самой Марине, поскольку ее я знаю давно, а о фильме пока только читала в интернете. Она родилась в Мценске, жила и училась в Орле, закончила школу №13 и филфак университета. Потом публиковала заметки в газетах «Поколение» и «Орловский меридиан», доросла в должности до замредактора. Но девчонок с подобной биографией в Орле пруд пруди. А она всегда была особенной. Не вписывалась в Орел. Что-то у нее всегда происходило: фотографии, стихи, рассказы. Их замечали, печатали в сборниках, но это не самое важное. То, что она создавала, оставалось в душе, как бы впечатывалось. Сразу было ясно, что ей есть что сказать людям.
И вот — проявилось.
Несколько лет назад Марина уехала в Москву. Работала директором информационного агентства в издательском доме «Провинция» и училась на сценарном факультете во ВГИКе у Аркадия Инина. По предложению самого издателя, кстати. Борис Гиллер тоже видел, что в рамках разнообразных газетных проектов талантам Сасиной тесно.
Дипломная работа Марины была основана на факте, о котором еще в бытность ее корреспондентом «Орловского меридиана» ей рассказал ветеран войны Гавриил Астахов. Однажды на исходе Великой Отечественной миноносец, на котором он служил юнгой, в Северном море причалил к небольшому острову, куда были сосланы женщины с детьми, рожденными ими от оккупантов. У Марины этот эпизод засел в голове и в сердце. Как заноза. Каково было этим женщинам — жить отверженными, любить (или ненавидеть?) своих фашистских детей, и каждый день обреченно ждать решения своей участи.
Она написала об этом большой материал в газету. Не помогло. Продолжало мучить. Ей хотелось понять, как они, эти женщины, жили там, на продуваемом ледяными ветрами острове, что делали с утра до вечера, что говорили своим детям, о чем молились ночью. Тогда Марина их придумала — пятерых женщин разного возраста, с разными историями и характерами, в которых инстинкт материнства оказался сильнее, чем сама война. И 9 мая 2007 года, за месяц до диплома, села писать сценарий.
Сценарий вызвал бурное обсуждение членов дипломной комиссии, которые, похоже, сразу и безоговорочно приняли выпускницу в свое профессиональное сообщество. Марина получила «отлично» и предложение от Алексея Учителя снять по ее сценарию фильм. Нужно было только подождать: в тот момент режиссер заканчивал работу над «Пленным» (помните, где одну из главных ролей сыграл актер нашего драмтеатра Петя Логачев?)
И в это время сценарий Марины попал к Вере Глаголевой. И она уговорила Учителя отдать его ей. Потому что, как она позже признавалась репортерам, сразу поняла: это «ее» фильм. Она всю жизнь ждала именно такого материала.
Я не буду рассказывать сюжета фильма «Одна война». Скажу только, что Вера Глаголева очень бережно отнеслась к сценарию, практически не внося «режиссерской правки» в замысел Марины. Что Александр Балуев сыграл там очень нехарактерную для него роль. И что на премьерных показах в рамках разных фестивалей, на которых фильм взял уже много наград, плачут даже мужчины. Такой силы это кино.
В минувшую пятницу Марина оказалась в Орле. И мы с ней пили кофе в «Коломбине». И она совсем не изменилась, знаете. Несмотря на все ее успехи, причастность к миру большого кино и то, что в работе у именитых режиссеров еще три ее зрелищных фильма.
Фильм «Одна война» должен выйти в прокат в марте 2010 года. Мне кажется, в Орле его можно показывать целый месяц. Будет аншлаг.
Ирина НИКИШОНКОВА