Виктор Сафьянов сообщил это в понедельник в прямом эфире телепрограммы «Диалог с городом».
Впрочем, не стоило ожидать, что вот сейчас он всё и расскажет. Как ему дался этот год на посту мэра. Что он сам считает достижением, прорывом, поворотом к лучшему. С какими трудностями столкнулся, преодолимы ли они. И так далее.
Нет, конечно. Ничего этого он не сказал. Наш мэр держит образ. На проблемы не жалуется, рассказывать о достижениях не спешит. Полагает (и не раз об этом говорил), что горожане смогут сами оценить его работу по конечному результату.
Возможно, и так. Но конечный результат когда ещё будет. А люди живут здесь и сейчас. И им неплохо было бы иметь уверенность, что всё идёт как надо, что год назад они не ошиблись в выборе. Это нужно не мэру для поддержания имиджа. Это нужно горожанам, которые 14 февраля 2010-го поверили, что жизнь в Орле может измениться к лучшему.
Ведь тех, кто спит и видит, как бы лишить орловцев этой надежды – хоть отбавляй. Каждый день в почтовых ящиках листовки, в которых всё так плохо, что хоть в петлю. А людям надо ходить на работу, улыбаться соседям, воспитывать хороших и умных детей… Видеть свет, а не тьму.
Сегодня мы постараемся обобщить начинания, предпринятые Сафьяновым за этот год. Нам они кажутся знаковыми.
ЖКХ
Это самая мучительная тема для горожан, поскольку изобретательность коммунальщиков по «честному отъёму денег» не знает границ. Только утихнет одна проблема, как на смену ей вылезает другая, ещё хуже. В период выборов мэра город бился с «общим светом». Потом были крышные котельные. Теперь вот двойные квитанции. А ещё есть капремонт, плата за уборку лестниц, отчёты управляющих компаний, нечищенные дворы и т.д, и т.п.
Проблемы в ЖКХ были, есть и будут. Власть может от них открещиваться, ссылаясь на отсутствие полномочий (так было с 2007 года). А может что-то сделать (как в 2010-м). Сафьянов предложил взять коммуналку под контроль мэрии. Запустить на коммунальный рынок управляющие компании с 25%-ной долей муниципалитета, выработать для них единые стандарты работы, обеспечить прозрачность расходования средств и оставить за собой возможность влияния. Предполагалось, что появление таких компаний «подтянет» работу и частных УК.
Наши читатели восприняли идею на ура, жители многих домов сразу затеяли переход под крыло муниципальной управляющей компании. Однако дело забуксовало – с одной стороны, из-за противодействия «покинутых» управляющих компаний (вот откуда «ноги растут» у двойных квитанций!), с другой – из-за недостаточной активности самих горожан, большинство из которых так и не поняли, что им нужно делать для обретения коммунального счастья.
Но даже несмотря на это лёд всё-таки тронулся. В Орле появилась управляющая компания, в которой доля государства составляет 51%, «актив» МУП ЖРЭП(з) пополнился почти сотней домов, а монополист на рынке ЖКХ – Первая городская управляющая компания – повернулась к людям, открыв единые ЖКХ-центры, пункты оплаты в удобных местах и даже организовав курсы по обучению старших по домам.
По предложению мэра в Орле создаётся муниципальный Единый расчётно-кассовый центр, чтобы город мог контролировать деятельность коммунальных структур и правильность начислений. Наряду с этим планируется вернуть горожанам единую квитанцию.
ДОРОГИ
Ямы, колдобины, снежное месиво под ногами и колёсами – еще один вечный повод костерить власть. И сама проблема тоже вечная. Тут подлатают, там прохудится. И так по кругу. Ремонтировать дороги по-крупному в Орле начали несколько лет назад. Но с приходом Сафьянова их начали строить. 40 млн в строительство дороги в Северном районе и разворотного трамвайного кольца в Заводском вложила корпорация ГРИНН. Разработаны проекты строительства трёх дорог – мини-дублёров, которые позволят разгрузить Комсомольскую, Московское и Наугорское шоссе. На въезде в 909-й наконец-то сделают развязку. На всё это выделяется 86 млн. Близка к реализации мечта жителей Северного района об объездной дороге на Раздольной: она включена в перечень «юбилейных» объектов.
В прошлом году впервые за много лет в Орле вновь начали выкладывать плиткой тротуары – не кое-где, проплешинами, а от перекрёстка до перекрёстка, формируя вид улицы. И светофоры начали менять на современные, с отсчётом времени.
Что касается чистки дорог от снега, тут претензии горожан обоснованы. Против правды не пойдёшь. У этой проблемы есть причины – недостаточное количество у спецавтобазы техники для такой снежной зимы, что выдалась в этом году, плюс износ сверх меры этой техники. Но констатацией причин Сафьянов не ограничивается. Предлагает решение: город возьмёт межквартальные проезды на свой баланс и «отпишет» их для уборки спецавтобазе. Для этого уже куплены 15 малогабаритных тракторов.
ГОРОДСКОЕ ИМУЩЕСТВО
При Сафьянове на муниципальные предприятия и помещения перестали смотреть, как на обузу для городского бюджета, которую нужно поскорее сбыть с рук хоть за копейку. Банно-прачечный комбинат, «Орёлгортеплоэнерго» разорялись на глазах. Пустив в своё здание арендатора-коммерсанта по продаже ритуальных товаров, стал чахнуть МУП ритуально-обрядовых услуг, на волоске от краха был МУП ЖРЭП(з), на продажу выставили акции «Орёл-Отеля». Сафьянов с первых дней начал другую политику в отношении муниципальных предприятий – удержать и вернуть. И дать им шанс.
За год работы Виктора Сафьянова мэром произошло вот что. МУП ЖРЭП(з) устоял и начал движение вперёд, МУП РОУ стало лучшим в России, продавать «Орёл-Отель» раздумали, а вопросом законности акционирования «Орёлгортеплоэнерго» теперь занимается Следственный комитет.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ПОРЯДОК
Орловцы по разному относятся к попыткам мэра убрать торговлю в Рыночном переулке и упорядочить движении маршруток. Одни считают, что это «душилово» предпринимателей. Другие горячо поддерживают: надоел бардак. Но факт остаётся фактом: к этим проблемам подступались разные мэры и… отступались. Сафьянов гнёт свою линию: в городе должен быть порядок, город должен функционировать и управляться чётко и понятно.
Недавняя поездка в Китай – продолжение этой же темы. По примеру Поднебесной в Орле планируется внедрение компьютеризированной системы контроля за ситуацией в городе в режиме реального времени и экстренного реагирования на любую нештатную ситуацию. Подавляющее большинство горожан пока вполуха послушали отчёт о начале совместной работы с Китаем в сфере безопасности, не очень отождествляя себя с высокими технологиями. Но наверное, если получится сделать в Орле всё, что задумано, жизнь в городе станет комфортнее и спокойнее. И мы к этому быстро и незаметно привыкнем.
Главное, чтобы не сорвалось.
ПАРТНЁРСТВО
Не знаем, как кто, а «Неделя в Орле» за завязывание «работающих» партнёрских отношений – с Колпино, Питером, Казанью, Белгородом, китайским Сюйчжоу, городами-членами Международной ассамблеи и т.д. Многие проблемы вовсе не требуют «изобретения велосипеда», а требуют быстрого и эффективного решения. И почему бы не использовать опыт тех, кто уже справился с подобной задачей?
Например, на мусор на улицах горожане ропщут уже много лет. И на Белгород давно посматривают с завистью: смогли же там навести чистоту! А теперь и Орёл разработал Правила благоустройства территорий, подразумевающие ответственность конкретных людей за конкретный участок. За основу были взяты питерские Правила и частично – белгородские. Город сэкономил деньги, время и человеческий ресурс.
Кроме того, в рамках партнёрских отношений с другими городами обычно открываются новые производства, рабочие места, происходит приток инвестиций, налаживается взаимовыгодный обмен товарами и т.д. А это уже Большая Экономика. Движение в этом вопросе тоже наметилось: Китай намеревается вложить 5 млн долларов в создание ситуационного центра, Санкт-Петербург – открыть участок производства теплосчётчиков.
ПОДГОТОВКА К ЮБИЛЕЮ
Виктор Сафьянов стал мэром Орла в преддверии 450-летия города. Федеральный центр обещает на юбилей 20 миллиардов – если все объекты, представленные в Правительство, будут одобрены.
Минувший год был «подготовительным». Он был посвящён работе над перечнем объектов и планом мероприятий празднования юбилея. Документ составлен, уточнён, выверен и сейчас находится на подписании у главы Правительства Владимира Путина. Следующий этап – проектные работы, под которые в Орёл уже пойдут федеральные деньги.
Предполагается, что на эти средства Орёл должен не просто обрести новый облик – он должен «перезагрузиться», получить современную коммунальную инфраструктуру, новые дороги, зелёные зоны для улучшения экологической обстановки, модернизированную медицину… Новое качество жизни города и горожан – вот к чему это всё должно привести.
Скептикам назло.
Я хочу жить в таком городе. А вы?