В четырёх стенах скоро будут безвылазно сидеть не только колясочники, но и многие другие инвалиды, которые пока могут двигаться самостоятельно
Проблема обеспечения инвалидов средствами реабилитации с наступлением весны обрела новую силу. Многим «ходячим» инвалидам пришла пора менять протезы и специализированную обувь. А им дают от ворот поворот.
В детстве я переболела полиомиелитом, тогда прививки от этой болезни делали только детям чиновников, – рассказывает учитель математики и информатики лицея №4 Ирина ЧАПКЕВИЧ (на фото). – Из-за этого я вынуждена всю жизнь носить специальную обувь и корсет. Без них я не могу выйти из дома. На год таким, как я, положены две пары обуви — летняя и зимняя. И мы её должны менять по сезону. Но когда я, как обычно, обратилась в протезно-ортопедическое предприятие, мне отказали.
Ирине Михайловне посоветовали обратиться за разъяснениями в органы соцзащиты. Там ответили, что всё необходимое она получит только после того, как будет разыгран тендер на эту продукцию. Неизвестно когда.
Как оказалось, во всём виновата очередная реформа. На протяжении последних шести лет обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации занимался Фонд социального страхования. Но с начала этого года эти полномочия переданы Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области, чиновники которого осваивают новое дело, так сказать, с азов.
По законодательству, мы на каждый вид продукции должны объявить торги, – оправдывается главный специалист по работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми Елена СОСНОВИЧ. – По некоторым средствам они уже проведены. Скорее всего, на следующей неделе будут объявлены торги и на протезы. Мы чувствуем свою вину за задержку. Но нам приходится разбираться в каждом документе!
Чиновникам можно посочувствовать. Трудная у них работа.
Но нам жаль совсем других людей.
Маленькую Катю Воробьёву, страдающую ДЦП, которой пришлось всю эту студёную зиму проходить в осенних ботиночках.
Военного пенсионера Юрия Васильевича Левченко, который после ампутации ноги не может получить уже изготовленный для него протез, потому что «не профинансировано».
Светлану Васильевну Стрекалову, которая вынуждена ходить на работу в разваливающейся обуви, потому что единственное, что ей смогли предложить чиновники – купить специальные ботинки за собственный счёт. А они стоят 20 тысяч рублей. Где их взять инвалиду?
Эти люди не могут ждать. Ведь при ампутации конечности сразу требуется протез, чтобы организм мог приспособиться к нему. Больные дети растут так же быстро, как и здоровые: обувь им быстро становится мала. Женщины, перенесшие онкологическую операцию, не могут выйти на работу без протеза груди. Этот список можно продолжать. Все эти вещи нельзя пойти и купить на базаре, они изготавливаются индивидуально для каждого. Раньше люди обращались за ними в протезно-ортопедическое предприятие, там есть все слепки, колодки и реабилитационные карты. А теперь обращаться некуда.
Чиновники разбираются в бумагах, входят в курс дела, «соблюдают процедуру» и получают согласования. Им не до людей.
И ладно бы, если б Орёл был экспериментальным городом. Но в прошлом году такие изменения произошли в восьми областях, а в этом году – в 13. И например, в Смоленске и в Воронеже последние торги были проведены ещё месяц назад. Уже есть опыт, наработки соседей. Почему же орловским чиновникам непременно нужно изобрести собственные грабли?