ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБ ОБОСНОВАННОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРОВ ПЛАТЫ ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
С 1 МАРТА 2013 ГОДА
В соответствии с Жилищным Кодексом РФ органы местного самоуправления устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в следующих случаях и для следующих категорий потребителей:
– для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма (часть 3 статьи 156 ЖК РФ);
– для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (часть 3 статьи 156 ЖК РФ);
– для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 156 ЖК РФ);
– для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые приняли решение о выборе способа управления, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно Жилищному кодексу, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, определены виды необходимых работ и периодичность их выполнения для многоквартирных домов.
На основе изученной документации, а также согласно сборникам территориальных единичных расценок на строительно-ремонтные работы (ТЕР) установлены нормативы затрат труда и численность рабочих, выполняющих все предусмотренные виды работ. При расчете использовалась следующая формула:
Численность = норма времени * периодичность в год / 60мин / 1986 * 1,12;
где:
1970 – годовой баланс рабочего времени в 2013 году;
1,12 – коэффициент невыхода.
В соответствии с рассчитанной численностью были определены затраты на спецодежду и инвентарь, нормы и стоимость которых определены по фактически существующим затратам предыдущих периодов с учетом индекса роста цен на 2012 год.
В соответствии с соглашением о социальном партнерстве, заключенным трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, заработная плата рабочих первого разряда не может быть установлена ниже прожиточного минимума. Тарифный разряд рабочих принят в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником.
В соответствии с указанными требованиями минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда принята на уровне прожиточного минимума, утвержденного на II квартал 2012 года (5556 руб.), что на 13,2% больше значения, использованного при расчете действующих размеров платы за содержание и ремонт жилья. Начисления компенсирующего характера для компенсации затрат на НДФЛ приняты в размере 13%. В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен. В связи с этим производится индексирование прожиточного минимума за IV квартал 2011 года на предполагаемый рост потребительских цен в размере 6% (ИРПЦ = 106,0%).
Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» установлено, что в 2012-2013 годах применяются следующие тарифы страховых взносов:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации – 22%;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации – 2,9%;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.
Таким образом, суммарный размер обязательных страховых начислений на заработную плату с 1 января 2012 года составляет 30%.
Размер отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний установлен Федеральным законом от
22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и для жилищных организаций составляет 0,3% от расходов на оплату труда.
Нормы расходов на материалы определены на основании следующих нормативных документов: «Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда», утвержденные приказом Госстроя РФ от 22 августа 2000 года № 191; «Методические рекомендации по определению потребности в трудовых и материальных затратах на работу по содержанию и текущему ремонту внутридомовых сетей», разработанные Государственным научно-техническим центром нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве и применяемым индексом – дефлятором промышленного производства на 2012 год к 2006 году в размере 152,9%. Расходы на эксплуатацию машин и механизмов включают затраты на замену запасных частей, учитывая срок их эксплуатации; затраты на бензин и топливо, исходя из норм пробега и марки машин.
Расчет размеров платы за содержание и ремонт жилья произведен индивидуально по 1278 многоквартирным домам с дальнейшим приведением полученных результатов к средневзвешенным величинам.
Предлагается принять систему коэффициентов, применяемых для расчета платы за текущий ремонт конструктивных элементов зданий, а также платы за благоустройство придомовой территории, включая снос аварийных деревьев. При этом итоговые размеры данной платы будут корректироваться в большую сторону для домов старше 55 лет, и в меньшую сторону для домов, сроком эксплуатации до 30 лет. Базовую ставку платы за текущий ремонт конструктивных элементов зданий, включая ремонт подъездов, предлагается установить на уровне 2,00 руб./кв.м.
Размер платы за текущий ремонт конструктивных элементов рассчитывается по формуле:
Птрк = БС * Кб * Кв ,
где:
БС – базовая ставка размера платы за текущий ремонт конструктивных элементов;
Кб – коэффициент, соответствующий категории благоустройства жилья;
Кв – поправочный коэффициент
Коэффициенты категорий благоустройства жилья
№ п/п |
Категория благоустройства жилья |
Коэффициент Кб |
1. |
Многоэтажные капитальные жилые дома с железобетонными, монолитными или кирпичными стенами |
1,0 |
2. |
Жилые дома пониженной капитальности со стенами, выполненными из прочих материалов |
0,5 |
Поправочные коэффициенты
№ п/п |
Временной промежуток с момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию или проведения последнего капитального ремонта |
Коэффициент Кв |
1. |
От 0 до 5 лет |
0,10 |
2. |
От 5 до 30 |
0,80 |
3. |
От 30 до 55 лет |
1,00 |
4. |
Свыше 55 лет |
1,20 |
Размер платы за благоустройство придомовой территории, включая снос аварийных деревьев, предлагается корректировать с учетом срока эксплуатации многоквартирных домов, установив базовую ставку в размере 0,20 руб./кв.м.
Вместе с тем затраты на текущий ремонт внутридомового оборудования и сетей по домам, находящихся на гарантийном обслуживании, предполагается не взимать (не тарифицировать) ввиду того, что такой ремонт должен производиться застройщиком за свой счет и не может оплачиваться жителями домов третьим лицам (управляющим и иным жилищным организациям).
Плату за техническое обслуживание локальных котельных предлагается скорректировать на основании представленной ЗАО «Теплоавтоматика» производственной программы и установить ее размер на уровне 3,21 руб./кв.м, что на 9,2% больше действующих сейчас значений.
Составные части платы за содержание лифтового хозяйства предлагается оставить на прежнем уровне за исключением платы за техническое освидетельствование лифтов. Распоряжением Правительства РФ от 15 июня 2010 года № 998-р утвержден перечень документов, содержащих правила и методы измерений, необходимых для исполнения технического регламента «О безопасности лифтов» и осуществления оценки соответствия. Одним из этих документов является ГОСТ Р 53783-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации». Пунктом 4.2 данного ГОСТа определено, что оценку соответствия лифта проводит орган по сертификации, аккредитованный в установленном порядке, а пунктом В.3.8 Приложения В в состав электроизмерительных работ включены:
– визуальный осмотр электрооборудования лифта;
– измерение сопротивления изоляции электрических сетей и электрооборудования лифта;
– проверка наличия цепей заземления (зануления);
– проверка срабатывания защиты при системе питания с заземленной нейтралью.
Таким образом, с октября 2010 года по настоящее время, органы по сертификации лифтов проводят измерения и испытания электрооборудования лифтов бесплатно, так как данный вид работ в состав действующей платы за содержание и ремонт жилого помещения не включен. Между тем, данный вид работ является трудоемким и проводится бригадой специалистов в составе не менее 2 человек.
Приказом руководителя Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области от 14 июля 2010 года введено в действие в Орловской области применение сборника ТЕРмр-2001, который определяет, в том числе, и стоимость работ по периодическому техническому освидетельствованию лифта. В состав работ при этом уже включены работы по проведению электроизмерений на лифте. Стоимость работ, рассчитанная с использованием указанного ТЕРМа, составляет 1324 руб. в ценах 2000 года. Методикой расчета договорных цен для ООО «ИЦ «Экспертлифт», утвержденной филиалом ФАУ ФЦЦС по Орловской области, определен индекс текущего уровня средств на оплату труда по отношению к базисному уровню в размере 10,61. Понимая причины, по которым применение индекса в указанном размере нецелесообразно, по согласованию с органами сертификации ООО «ИТЦ «Лифткрансервис» и ООО «ИЦ «Экспертлифт» расчетный коэффициент был уменьшен в 5 раз (до величины 2,12), при этом цена периодического технического освидетельствования 1 лифта составила 2469 руб. Таким образом, принимая во внимание среднюю площадь помещений 1 подъезда многоквартирного дома, оборудованного лифтом, в размере
1980 кв.м., размер платы за периодическое техническое освидетельствование лифтов с проведением электроизмерений предлагается установить на уровне 0,10 руб./кв.м. Установление указанного размера платы позволит проводить работы, оказывающие непосредственное влияние на безопасное использование лифтов, своевременно и с должным качеством.
Технический регламент «О безопасности лифтов», утвержденный постановлением Правительства РФ от 2 октября 2010 года № 782, не содержит понятия «текущий ремонт лифта» и его определения. Согласно части 5 данного Технического регламента «техническое обслуживание лифта» представляет собой комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности лифта при его эксплуатации, на основании чего предлагается произвести объединение работ по периодическому осмотру и техническому обслуживанию, текущему ремонту и аварийно-техническому обслуживанию лифтового хозяйства, оставив деление работ только на работы, связанные непосредственно с лифтовым оборудованием, пожарными и охранными сигнализациями и работы, связанные с диспетчеризацией лифтового хозяйства.
В целом плату за содержание лифтового хозяйства предлагается установить только для тех домов, в которых все подъезды оборудованы лифтами. В тех же домах, где не все подъезды оборудованы лифтами, размер платы за содержание лифтового хозяйства должен быть установлен на общем собрании собственников помещений на основании предложений управляющих (эксплуатирующих) организаций. На такие дома предлагается действие настоящего постановления не распространять.
Предлагается выделить из размера платы за уборку придомовой территории плату за уборку контейнерных площадок. Таким образом, размер платы за уборку контейнерных площадок составит 0,16 руб./кв.м., а размер платы за уборку придомовой территории предлагается установить на уровне 1,49 руб./кв.м.
В части размеров платы за вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора предлагается произвести серьезное увеличение, а именно на 0,50 руб./кв.м. Данное увеличение главным образом обусловлено фактическим ростом стоимости вывоза ТБО перевозчиками, а также необходимостью вывоза ТБО в объемах, существенно превышающих утвержденные в 2003 году Орловским городским Советом народных депутатов нормы накопления ТБО. В частности, утвержденные почти 10 лет назад нормы накопления ТБО, исходя из которых прежде и рассчитывалась данная плата, составляют 1,3 куб./м на человека в год, в то время как согласно результатам исследования структуры и объемов ТБО, вывозимых из многоквартирных домов, фактические объемы их накопления сложились на уровне 1,8 куб./м на человека в год.
Размер платы за вывоз жидких отходов предлагается оставить на прежнем уровне.
Вместе с тем, в состав размеров платы за содержание и ремонт жилья предлагается произвести включение платы за захоронение ТБО. Расчетная величина размеров данной платы с учетом действующих нормативов накопления ТБО и тарифа на захоронение ТБО, установленного приказом Управления по тарифам Орловской области от 30 ноября 2011 года № 1171-Т с 1 сентября 2012 года на уровне 20,91 руб./куб.м, составила 0,12 руб./кв.м.
Кроме того, в состав работ и услуг по содержанию и ремонту жилья предлагается добавить следующие новые работы: текущий ремонт, техническое обслуживание, технический осмотр и аварийный ремонт внутридомовых повысительных насосов (размер платы устанавливается собственниками), внутридомовых рециркуляционных насосов горячего водоснабжения
(0,52 руб./кв.м), внутридомовых автоматизированных систем учета электроэнергии (0,32 руб./кв.м.), текущий, аварийный ремонт и техническое обслуживание внутридомовых пожарных и пожарно-охранных сигнализаций в домах более 10 этажей (1,30 руб./кв.м), монтаж автоматизированных систем коммерческого и технического учета электроэнергии на все приборы учета с учетом стоимости оборудования (1,57 руб./кв.м.). Включение данных расходов обусловлено необходимостью содержания соответствующего общего имущества в тех домах, в которых оно фактически имеется. При этом решение о необходимости оборудования многоквартирных домов автоматизированными системами коммерческого и технического учета электроэнергии должно быть принято на общем собрании собственников помещений.
Плату за услуги по управлению многоквартирными домами с учетом расходов на содержание паспортистов предлагается выделить в отдельную строку, исключив при этом вознаграждение управляющих организаций при расчете размеров платы по всем составляющим видам работ. Таким образом, фиксированный размер платы за управление многоквартирными домами предлагается установить на уровне 1,04 руб./кв.м с НДС.
Плата за расчетно-кассовое обслуживание в размере 3% от собираемых за счет платы за содержание и ремонт денежных средств включена в размеры платы по всем видам работ (кроме работ по содержанию лифтового хозяйства и локальных котельных, расчетно-кассовое обслуживание в составе которых рассчитано в размере 2%).
Таким образом, в многоквартирных домах, имеющих все виды благоустройств, кроме лифта, мусоропровода и сетей ГВС, максимальный рост размеров платы за содержание и ремонт жилья при неизменном наборе услуг составит 25,3% в домах со сроком эксплуатации от 30 до 55 лет. Аналогично, в многоквартирных домах, имеющих все виды благоустройств, включая лифт, мусоропровод и сети ГВС, максимальный рост размеров платы за содержание и ремонт жилья при неизменном наборе услуг составит 16,4% в домах со сроком эксплуатации от 30 до 55 лет и 14,1% в домах со сроком эксплуатации от 5 до 30 лет соответственно.
Предполагаемое увеличение платы за содержание и ремонт жилого помещения для двухкомнатной квартиры площадью 54 кв.м, расположенной в полностью благоустроенном жилом доме со сроком эксплуатации с даты последнего капитального ремонта от 30 до 55 лет с учетом предлагаемых изменений и при неизменном наборе услуг составит 642,60 руб. в месяц, что на 90,72 руб. больше нынешнего уровня.
Для двухкомнатной квартиры площадью 40 кв.м, расположенной в неблагоустроенном многоквартирном доме со сроком эксплуатации более 55 лет с учетом предлагаемых изменений и при неизменном наборе услуг составит 383,20 руб. в месяц, что на 81,60 руб. больше нынешнего уровня.
По некоторым категориям многоквартирных домов предусматривается уменьшение размеров платы. Так жители трехкомнатных квартир площадью
65 кв.м, расположенных в многоквартирных домах со сроком эксплуатации до 5 лет, имеющих все виды благоустройства, включая лифт и мусоропровод, будут платить с учетом предлагаемых изменений и при неизменном наборе услуг 616,20 руб. в месяц, что на 48,10 руб. (7,2%) меньше нынешнего уровня.
Предполагаемый средний по всему жилому фонду рост размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения составит 19%.
Следует отметить, что предельные индексы максимально допустимого изменения размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения с
13 августа 2010 года отменены.
Ожидаемое увеличение размеров заработной платы основных рабочих составит 11,4%.
Базовую ставку платы за пользование жилым помещением (платы за наем) предлагается установить в размере 0,90 руб. за 1 кв. м общей площади. При этом максимальный размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для 3-комнатной квартиры общей площадью 64 кв.м, расположенной в многоквартирном доме в центре города, составит 230,40 руб. в месяц, что приблизительно в 50 раз ниже рыночной стоимости коммерческого найма аналогичной квартиры.
Детальный анализ касательно динамики предлагаемых изменений размеров платы и сводная информация по аналогичным размерам платы в других городах ЦФО, приведены в прилагаемых таблицах.
Председатель комитета по тарифам А.С. Тиунов
Начальник отдела ценообразования комитета по тарифам С.Б. Кугот