На днях был опубликован февральский рейтинг регионов от фонда «Петербургская политика». В строгих цифрах и новостях эксперты разглядели дестабилизацию в ряде регионов. Орловщина опять в «сомнительной» компании.
Рейтингом нынче никого не удивишь. Сейчас что ни месяц, то список готов. Журналисты пишут, эксперты читают, считают и оценивают. Но привычные формы поднадоели. Вот недавно у фонда Петербургская политика появилась новая фишка – «Социально-политическая ситуация в регионе». Эксперты рассматривают отношения «общество-власть», «губернатор-элиты», «элиты-элиты», «губернатор-федеральный центр» и прочие. С разговорами о кризисе ненавязчиво появился и новый термин — социально-политическая устойчивость региона. На днях «Аргументы» опубликовали статью: «Массовая дестабилизация: что угрожает власти в регионах?» Неустойчивые края и области собраны там в отдельную группу. Орловщина тоже там.
Можно со скепсисом относиться к подобным работам и говорить, что рейтинги покупные, но то, что наша область – завсегдатай «чёрных» списков, наверное, о чём-то говорит.
Кстати, в Минрегионразвития тоже решили составлять свой рейтинг регионов. Первый аналитический отчёт мы увидим уже этим летом. Составляться он будет каждый год, подаваться для изучения Президенту и официально публиковаться в СМИ.
«Известия» поинтересовались у политологов, зачем, по их мнению, это нужно министерству. Руководитель политической экспертной группы Константин Калачёв считает, что список Минрегиона станет элементом морального давления на губернатора, не справляющегося с ситуацией. То есть, фактически, ещё одним инструментом для «ампутации» засидевшегося губернатора.
Примерно так же высказался доцент факультета прикладной политологии Вышей школы экономики Алексей Титков. Он заявил «Известиям» следующее: «эта процедура (отставки губернатора — авт.) простая только в теории, но на практике даже президенту приходится иметь какие-то аргументы в пользу своего решения. Поэтому кадровым перестановкам всегда предшествует либо кампания в федеральных СМИ, либо критика со стороны министерств, либо, как самый худший вариант для чиновника, интерес со стороны правоохранительных органов».
В свете этих слов события последнего времени на Орловщине иначе, как «звоночками» на назовёшь. Не так давно Министерство образования обнародовало информацию о самом большом количестве аварийных школ: в Дагестане и на Орловщине. На днях Первый канал вывел на федеральный уровень проблемы орловского здравоохранения. И если скандалы, связанные с застройкой заповедных земель, незадекларированными доходами чиновников, освоением бюджетных миллионов фирмами вроде «Гаджета» и публичными стычками чиновников на социально-политическую устойчивость региона влияют не столь явно, то невозможность получения элементарных услуг, извините, уже угрожает жизни людей.
Это — самые болезненные индикаторы проблем региона.
Наверняка Минрегион и Президент и не будут слушать оправдания о том, что никто не хочет ехать работать в Колпны, а школы начали разваливаться ещё при Строеве. Губернатор для того и назначается, чтобы решать проблемы вверенной ему губернии.
…Кстати, пристальное влияние ФСБ к делам «Орловской нивы», пожалуй, можно расценивать и как интерес со стороны силовиков…