Женщины выступили поручителями за предприятие, на котором они работали, и которое впоследствии обанкротилось.
Консервный завод «Светлый сад» был зарегистрирован в 2004 году. Находился он в посёлке Тагинский Глазуновского района. Компания занималась консервацией фруктов, орехов и производством безалкогольных напитков.
В 2007 году компания взяла крупный кредит в Сбербанке в размере 75 миллионов рублей на покупку комбайнов. Поручителями при сделке выступили несколько сотрудников фирмы, среди которых были Нина Агафонова, бывший исполнительный директор компании, и Елена Полякова, которая работала в ООО «Светлый Сад» главбухом.
– В состав поручителей вошли также четыре хозяйства Краснозоренского района Орловской области: ООО «Николино», ЗАО «Успенское», ООО «Краснозоренское» и ООО «Имени Карла Маркса», – рассказала ОрелГраду Елена Полякова. – Эти хозяйства наравне со «Светлым садом» выступали залогодателями. То есть в случае невыплаты кредита в счёт погашения долга пошла бы производимая ими продукция и обслуживающая их техника.
А поручителями по кредиту владелец предприятия Виктор Невзоров (в его руках было 100% акций) «попросил» выступить сотрудников. На их вопросы о том, как они смогут выплатить такую огромную сумму в случае разорения компании, бывший руководитель ответил, что вся процедура поручительства – «чистая формальность», и никаких денег с них не потребуют.
– К тому же вопрос ставился ребром: либо идти поручителем, либо увольняться, – признаётся Елена Полякова. – Потерять работу я не могла. Мой брат нуждался в лечении, а денег взять было негде. Где найдёшь приличную работу в деревне?
Два года «Светлый сад» исправно гасил кредит, однако с 2009 года денежные перечисления перестали поступать в банк. А в июне прошлого года Арбитражный суд города Орла признал ООО «Светлый сад» банкротом и обязал поручителей к выплате. Сначала женщины пытались найти справедливости у хозяина фирмы, но вместо конкретных действий слышали только обещания. А потом на их телефонные звонки и вовсе перестали отвечать.
Теперь у обеих женщин половина доходов ежемесячно отчисляется банку в счёт погашения многомиллионного кредита. Нина Агафонова живёт на половину пенсии. У Елены Поляковой от зарплаты, которую она получает на новом месте работы, остаётся 3256 рублей. На эту сумму она должна жить до следующей получки. Судебные приставы арестовывали её имущество, а саму Полякову обязали выплатить штраф в 10 тысяч рублей.
– Имущество я выкупила, в пустом доме жить не будешь, – говорит Елена. – А вот из каких средств миллионы выплачивать, не знаю.
По закону всё правильно: «должники» найдены и несут наказание.
А тем временем, шесть купленных на кредитные деньги комбайнов продолжают работать на полях и после объявления предприятия банкротом. Их в зачёт долга почему-то не забрали.