Мой проект областного закона “О родовых (семейных) захоронениях”

Несколько лет назад я подготовил проект закона Орловской области “О родовых (семейных) захоронениях”, поскольку, на взгляд администрации города Орла, эта сфера требует такого регулирования. Однако по непонятным для меня причинам такая инициатива встретила ожесточенное сопротивление вначале в аппарате Облсовета, а потом (в прошлом году) – в Городском Совете.

Сейчас, возможно, предстоит новая попытка пробить через Горсовет такую законодательную инициативу в Облсовет. Вероятность положительного результата минимальна. Тем не менее, можете ознакомиться с креативом.

ПРОЕКТ ТИУНОВА А.С.

 

Закон Орловской области

О семейных (родовых) захоронениях на территории Орловской области

 

 Статья 1. Сфера действия настоящего закона

 Настоящий Закон Орловской области регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации на территории Орловской области участков земли на общественных кладбищах для создания семейных захоронений, и устанавливает порядок реализации гарантий осуществления прижизненного волеизъявления гражданина по погребению после смерти его тела (останков) или тел (останков) его родственников на том или ином месте, рядом с теми или иными ранее умершими.

Настоящий Закон Орловской области не распространяется на отношения, связанные с бесплатным предоставлением участков земли на кладбищах для погребения умерших в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

 

Статья 2. Семейные (родовые) захоронения

 1. Семейные (родовые) захоронения (далее – семейные захоронения) располагаются на земельных участках, предоставляемых на общественных кладбищах для погребения трех и более умерших родственников.

2. Семейные захоронения могут создаваться в виде совокупности могил, склепа (склепов). На семейных захоронениях, в том числе над могилами и склепами могут создаваться специальные сооружения – пантеоны.

3. Создаваемые и существующие семейные захоронения не подлежат сносу и могут быть перенесены по решению органа местного самоуправления.

Статья 3. Право на создание семейного захоронения

 1. Гражданам Российской Федерации могут предоставляться земельные участки на общественных кладбищах для создания семейных захоронений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Орловской области.

2. На семейном захоронении могут быть погребены супруг (супруга) и другие близкие родственники (дети, родители, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки (правнуки), дедушки (прадедушки) и бабушки (прабабушки)) ранее захороненных лиц.

Статья 4. Создание и содержание семейных захоронений на общественных кладбищах

 1. Порядок создания, определения размера земельного участка, предоставляемого под зону семейных захоронений на общественных кладбищах, осуществляется в соответствии с планировкой общественного кладбища на основании решения органов местного самоуправления.

2. Предельные размеры земельного участка под семейным захоронением, порядок содержания семейных захоронений устанавливается настоящим  Законом и правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Места семейных захоронений могут быть отнесены к объектам, имеющим культурно-историческое значение, в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Статья 5. Порядок предоставления гражданам места для создания семейного захоронения

 1. Место (земельный участок) для создания семейного захоронения предоставляется гражданину как непосредственно при погребении им умершего близкого родственника, так и под будущие захоронения без наличия умершего близкого родственника.

2. Место под создание семейного захоронения предоставляется в порядке, устанавливаемом муниципальными правовыми актами, регулирующими организацию и содержание мест захоронений.

 

Статья 6. Плата за резервирование места семейного захоронения

 1. По решению органов местного самоуправления за резервирование места для создания семейного захоронения с граждан может взиматься плата (далее – плата за резервирование), поступающая в местный бюджет и расходуемая на цели учета мест захоронения и содержания общественных кладбищ.

2. При предоставлении места под семейное захоронение непосредственно при погребении умершего плата за резервирование взимается только с того участка (места), размер которого превышает размер участка, бесплатно предоставляемого для погребения.

3. Размер и порядок взимания платы за резервирование места семейного захоронения устанавливается органами местного самоуправления.

 

Статья 7. Регистрация и перерегистрация семейного захоронения

 1. Каждое семейное захоронение регистрируется органом местного самоуправления.

2. Семейное захоронение регистрируется на гражданина – заявителя.

3. Гражданин, на которого зарегистрировано семейное захоронение, имеет право перерегистрировать семейное захоронение на супруга (супругу) или другого близкого родственника. Заявление о перерегистрации подается с письменного согласия лица, на которое перерегистрируется семейное захоронение.

4. Гражданин, на которого регистрируется или перерегистрируется семейное захоронение, при регистрации вправе указать своего близкого родственника (с его письменного согласия), которому доверяет осуществлять права и обязанности лица, на которого зарегистрировано семейное захоронение, в случае своего отсутствия или смерти (далее – доверенное лицо).

Гражданин, на которого зарегистрировано семейное захоронение, имеет право изменить доверенное лицо, заменив его на другого своего близкого родственника или близкого родственника кого-либо из похороненных на семейном захоронении.

5. В случае смерти гражданина, на которого зарегистрировано семейное захоронение, заявление о перерегистрации семейного захоронения может быть подано доверенным лицом. В случае отсутствия доверенного лица заявление подается супругом (супругой), а при отсутствии супруга (супруги) – другим близким родственником умершего.

6. Перерегистрация семейного захоронения на лицо, не являющееся близким родственником кого-либо из похороненных на этом захоронении, допускается в исключительных случаях по отдельному решению органа местного самоуправления, принятому на основании комиссионного исследования всех обстоятельств дела.

7. При отсутствии граждан, полномочных исполнять обязанности лица, на которого зарегистрировано захоронение, эти полномочия передаются специализированной службе по вопросам похоронного дела.

 

Статья 8. Паспорт семейного захоронения

 1. На каждое семейное захоронение оформляется паспорт, форма которого устанавливается органом местного самоуправления.

Паспорт семейного захоронения выдается органом, ведущим учет семейных захоронений, и является документом, удостоверяющим факт регистрации семейного захоронения.

Паспорт семейного захоронения изготавливается в форме, пригодной для длительного (бессрочного) хранения (плотный переплет, качественная бумага или пластик, записи невыцветающими и нестирающимися чернилами или краской).

Паспорт семейного захоронения выдается гражданину за плату.

2. В паспорт семейного захоронения обязательно заносятся следующие данные:

а) наименование кладбища, на котором расположено семейное захоронение, реквизиты места расположения семейного захоронения на кладбище (номер квартала, сектора, участка и т.п.);

б) фамилия, имя, отчество каждого из похороненных, даты их рождения и смерти;

в) степень родства каждого из похороненных к кому-либо из похороненных ранее;

г) расположение каждой из могил или гробов в склепе в виде схемы или текстового описания;

д) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения гражданина, на которого зарегистрировано захоронение, степень его родства к кому-либо из похороненных;

е) фамилия, имя,  отчество, дата и место рождения доверенного лица гражданина, на которого зарегистрировано семейное захоронение, степень родства доверенного лица к кому-либо из похороненных.

3. При осуществлении погребения кого-либо на семейном захоронении, перерегистрации семейного захоронения, смены доверенного лица, а также при иной необходимости корректировки в паспорт семейного захоронения вносятся соответствующие изменения.

4. В случае утраты паспорта семейного захоронения или прихода его в состояние, непригодное для дальнейшего использования, лицо, на которое зарегистрировано семейное захоронение, вправе получить дубликат паспорта.

 

Статья 9. Учет семейных захоронений

 1. Семейные захоронения подлежат обязательному учету.

2. Органы местного самоуправления в Орловской области организуют ведение учета и обеспечивают бессрочное хранение информации о семейных захоронениях, созданных на территориях соответствующих муниципальных образований.

3. Порядок учета и бессрочного хранения информации о семейных захоронениях, определяется органами местного самоуправления.

 

Статья 10. Права и обязанности лиц, ответственных за содержание семейного захоронения

 1. Лицо, на которое зарегистрировано семейное захоронение, обязано:

а) вносить плату за резервирование земельного участка под захоронение в размере и порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления;

б) соблюдать правила содержания кладбищ;

в) содержать в чистоте и опрятности место расположения семейного захоронения, включая общие с другими захоронениями проходы, в том числе посредством заключения возмездных договоров с третьими лицами, включая договоры на сбор и вывоз отходов, образующихся при обустройстве семейного захоронения и уходе за ним;

г) сообщить при регистрации семейного захоронения для целей ведения учета и оперативной связи место своего жительства, номера своих телефонов и иную контактную информацию – адрес электронной почты и т.п;

д) своевременно сообщать в орган, ведущий учет семейных захоронений, обо всех погребениях, произведенных на семейном захоронении; изменениях контактной информации;

е) в случае появления обстоятельств, которые делают невозможным исполнение им своих обязанностей, своевременно произвести перерегистрацию семейного захоронения;

2. Лицо, на которое зарегистрировано семейное захоронение, имеет право:

а) определять в пределах семейного захоронения место погребения умершего родственника при соблюдении санитарных и этических норм с учетом прижизненного волеизъявления умершего или пожеланий родственников, взявших на себя обязанности по погребению;

б) запрещать погребение на семейном захоронении;

в) во всякое время перерегистрировать семейное захоронение на свою супругу (супруга) или близкого родственника;

г) во всякое время заменить доверенное лицо на любого другого своего близкого родственника или близкого родственника кого-либо из погребенных на семейном захоронении.

3. Доверенное лицо гражданина, на которого зарегистрировано семейное захоронение, участвует в регистрации (перерегистрации) семейного захоронения путем дачи своего письменного согласия на приобретение такого статуса. Доверенное лицо исполняет полномочия лица, на которое зарегистрировано захоронение, в случае его прижизненного отсутствия за исключением полномочий по перерегистрации семейного захоронения.

В случае смерти гражданина, на которого зарегистрировано семейное захоронение, его доверенное лицо вправе перерегистрировать захоронение на себя.

В случае появления обстоятельств, которые делают невозможным исполнение доверенным лицом своих обязанностей, указанное лицо или его родственники своевременно письменно уведомляют об этом гражданина, на которого зарегистрировано семейное захоронение, а также регистрирующий орган.

4. В случае систематического нарушения лицом, на которое зарегистрировано захоронение, обязанностей, установленных настоящим Законом Орловской области, орган местного самоуправления по представлению органа, осуществляющего учет и регистрацию семейных захоронений, вправе снять статус семейного захоронения с места погребения родственников. При этом все незанятые могилами участки бывшего семейного захоронения считаются не зарезервированными и могут быть использованы для захоронений других лиц.

 

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона

 1. Настоящий Закон Орловской области вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Орловской области                                          А.П. Козлов

 

————————————————————-

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Закона Орловской области

«О семейных (родовых) захоронениях на территории Орловской области»

 

Общеизвестно, что почитание умерших родственников способствует укреплению семьи, упрочению социальной стабильности, воспитанию у населения чувства патриотизма, гордости за свою страну. «Любовь к отеческим гробам» – любовь к Родине, к ее истории, к предкам глубоко заложена в традициях русского и других народов нашего государства.

Жители Орловщины в своей исторической памяти сохранили множество так называемых «родительских дней», когда православные обычаи требуют посетить могилы ушедших близких людей, вспомнить о них, помянуть добрым словом тех, кто уже никогда не будет рядом, хотя бы на минуту отвлечься от суеты обыденной жизни, попытаться осознать вечные ценности Добра и Нравственности.

Очевидно, что сохранению и упрочению таких традиций способствует наличие семейных захоронений. Родовые пантеоны, незримо связывая разошедшихся во времени и пространстве людей, оказывают позитивное влияние на взаимоотношения разных поколений, препятствуют разобщению братьев и сестёр.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон «О погребении…») предусматривает возможность создания семейных захоронений. В частности, статья 21 указанного Закона гласит: Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель относит подробную регламентацию предоставления земли на общественных кладбищах под семейные (родовые) захоронения и регламентацию их создания и функционирования к ведению субъектов Российской Федерации, законы которых, в свою очередь, не должны нарушать общего правового поля государства, определенного статьями 71, 72, 73 Конституции РФ.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), не определяет способы и объем такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, – решение этих вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт “ж” части 1), является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, предусматривает конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм (Постановление КС РФ от 15.11.2011.
№ 24-П и др.).

Федеральный закон о погребении гарантирует погребение умершего с учетом его прижизненного волеизъявления и пожеланий родственников
(статья 1). К волеизъявлению лица о достойном отношении к его телу после смерти относится, в том числе, пожелание быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими (статья 5).

Однако исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется только при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга (статья 7).

Часть 5 статьи 16 Федерального закона «О погребении…» предписывает органам местного самоуправления устанавливать такой размер бесплатно выделяемого участка земли под погребение умершего, который бы давал возможность для погребения на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника. Условия и порядок предоставления участков для погребения большей площади Федеральным законом не регулируются.

Таким образом, федеральный законодатель, гарантируя вышеуказанные права и свободы гражданина на погребение его тела в желаемом месте, ограничивает их наличием физической возможности осуществления таких действий, одновременно предоставляя субъектам Российской Федерации полномочия по расширению таких гарантий путем создания законодательной базы по регулированию отношений, связанных с семейными (родовыми) захоронениями.

Следовательно, если несколько родственников изъявляют желание быть похороненными в одном захоронении после их смерти, то такое желание в крупных городах в отсутствие закона о семейных захоронениях фактически неосуществимо ввиду недопущения пропусков в рядности могил.

Иными словами, в случае, когда отношения по семейным захоронениям не урегулированы на региональном уровне, права и свободы граждан не могут быть реализованы в той степени, которая гарантирована федеральным законодательством.

По сообщениям СМИ, в настоящее время в 24 субъектах Российской Федерации приняты законы о семейных (родовых) захоронениях. В частности, к настоящей пояснительной записке прилагаются законы Воронежской области, Владимирской области, Вологодской области, Ульяновской области, Омской области, Красноярского края, Томской области, Новосибирской области, Удмурдской республики, Волгоградской области, Московской области, Нижегородской области, регулирующие отношения по семейным (родовым) захоронениям.

Этими законами регулируется порядок предоставления земельных участков для создания семейных захоронений, нормируется процесс регистрации и учета таких захоронений, определяется круг ответственных лиц за содержание семейных захоронений и решаются другие вопросы, связанные с их организацией и содержанием.

Как показывает правоприменительная практика, в Орловской области назрела необходимость законодательного регулирования рассматриваемых правоотношений, ввиду того, что характерные для прошлого века процессы урбанизации населения, массовой миграция людей в другие регионы, на Орловщине в основном завершились, в новых городских условиях сформировались семьи, как взаимно признанные группы граждан, объединенных родственными (свойскими) связями.

Более того, основатели таких семейств сейчас находятся в преклонном возрасте или уже покинули этот мир и, следовательно, появился и продолжает появляться круг лиц, желающих быть похороненными после своей смерти вместе с другими родственниками.

Дополнительно следует отметить, что рост благосостояния отдельных категорий населения делает возможным строительство надмогильных сооружений – склепов, пантеонов, что, наряду с воспитанием почтительного отношения к предкам, может дать положительный экономический эффект мультипликативного развития отрасли ритуальных услуг.

В представленном законопроекте определяется порядок предоставления гражданам участков земли под семейные захоронения, уточняется понятийный аппарат, регламентируются права и обязанности граждан, а также полномочия органов местного самоуправления по организации, содержанию и учету семейных захоронений.

Развитие семейных захоронений на территории области окажет стабилизирующее воздействие на институт семьи, на взаимоотношения между представителями разных поколений, приведет к дальнейшему развитию традиций почитания предков, любви к своей земле, к родине и т.п.

Принятие закона позволит гражданам легально образовывать семейные (родовые) захоронения, стихийный процесс возникновения которых можно наблюдать сейчас на многих кладбищах области. При этом очевидно, что фактически незаконное занятие земельных участков склепами и пантеонами находится в сфере теневого коррупционного бизнеса. С принятием закона коррупционная составляющая сферы ритуальных услуг в значительной степени уменьшится.

Принятие предлагаемого закона не только не приведет к дополнительным бюджетным расходам, но, более того, позволит увеличить неналоговые поступления в бюджеты муниципальных образований, поскольку закон позволяет сочетать бесплатное выделение земли под захоронение человека после его смерти с принципом платности использования земли при прижизненном ее резервировании под будущие захоронения.

Приложение. Тексты вышеперечисленных законов различных субъектов РФ.

 Председатель комитета по тарифам

администрации города Орла                                                                 А.С. Тиунов

 


Обсуждение новостей доступно в соцсетях