У Чёрного моря

 Одесса – это город, где столетняя брусчатка находится в лучшем состоянии, чем современный асфальт, а вывески магазинов и ресторанов светят ярче уличных фонарей. Здесь большая часть жителей искренне любит свой город и гордится им. Это, конечно же, не может не накладывать отпечаток на общую атмосферу. Это город-миф, город-легенда, где прошлое незримо сосуществует с настоящим, словно прорастая из старинной брусчатки центра.

Это Одесса, детка!

В Одессе столько банков и ресторанов, что кажется, будто одесситы рождаются только для того, чтобы взять кредит, а потом на него хорошо покушать. Впрочем, это объясняется портово-туристической спецификой города.

А порт, как известно – это особый мир. В испаноязычных странах есть даже специальное слово, называющее жителя порта – порторьеро. Это, как правило, люди яркие, открытые. Из синтеза культур, который происходит в городах-портах, местные жители создают собственную уникальную культуру.

Это одесситы на недавних городских публичных слушаниях зарубили генплан, предложенный чиновниками. Это одесситы после пронесшегося недавно в городе сильного урагана за три дня перечислили около 30 тысяч гривен (примерно 120 тысяч рублей) на восстановление.

Вернувшись в Орел из Одессы, не сразу понимаешь, что не так. А потом, когда догадываешься, становится грустно. Люди у нас на улицах, по сравнению с одесситами, очень смурные, даже злобные. А там народ кажется более радостным, добрым. Хотя дороги там не лучше, а зарплаты меньше.

В маршрутках, например, царит строгая самоорганизация. Оплата производится при выходе, но толкаться к водителю через весь автобус не нужно. Просто передаешь деньги вперед со словами: «Шампанский, задняя, за два!» Это значит, что оплачиваешь два билета, остановить надо на остановке «Шампанский переулок» и открыть заднюю дверь. Деньги и информация передаются по переполненной маршрутке в течение десяти секунд в точности. Так же быстро и точно тебе передают сдачу.

И вам это надо?

Одесса знаменита, прежде всего, специфическим говором и своеобразным остроумием своих жителей. Кажется, что ирония заключена не только в интонации, но уже в самой грамматике фраз: «Я имею сказать вам пару слов», «И вам это надо?».

К сожалению, сегодня чисто одесский говор в самой Одессе можно услышать довольно редко и преимущественно от пожилых людей. Основная масса одесситов теперь говорит с обычным украинским акцентом. Считается, это связано с тем, что знаменитые одесские евреи, составляющие значительную часть ее колорита, массово мигрируют в Америку. Пришлось в городе даже услышать фразу: «Тосковать по Одессе лучше всего на Брайтон-Бич».

Одесский диалект, как это ни печально, превращается в туристический штамп вроде русской матрешки. И все же! Иногда как подарок на Дерибасовской: «Там вверху – так это нет, а здесь внизу – так это да», или на Привозе: «И шо это у вас стоит?». В трамвае две очень одесские бабушки: «Опять новая стройка! Шобы шо-то не построить на голове – так это не они!» Во время прогулки вдоль моря на электромобиле: «Дышите глубже свежим воздухом, девочки, – за него у вас тоже уплочено!».

Иногда обидно

С языком в Одессе вообще специфическая ситуация. Город в основном говорит по-русски, но находится на территории незалежной и самостийной Украины со всеми вытекающими последствиями.

Неразбериху с языком хорошо иллюстрируют подписи к экспонатам в одесских музеях. Часть витрин полностью подписана по-русски, часть – по-русски, украински и английски. Эти экспозиции создавались в советское время. А вот современные экспонаты описаны либо только по-украински, либо по-украински и английски. Русскоязычным туристам, которых в Одессе абсолютное большинство, это очень обидно.

Неловкие ситуации подобного рода происходят и с местными. В супермаркете пожилой мужчина несколько раз безуспешно обращается к молодым людям, протягивая бутылку молока, сплошь исписанную по-украински: «Деточка, переведи, пожалуйста, что здесь написано!»

Видимо, как реакция – на Привозе продается огромное количество маек с воинственными надписями на разные лады: «Одесса – русский город!».

Тенденция: среди туристов на одесских пляжах попадаются семьи из внутренних районов Украины, дети которых по-русски уже совсем не говорят и почти не понимают.

Дерибасовская

Почему Дерибасовская является главным символом, центром Одессы, становится понятно довольно быстро. Она расположена так, что идя в порт или из порта тебе хоть немного, но обязательно придется пройтись по ней.

Сегодня Дерибасовская – апогей туристической клюквы. Ее почти не видно за вывесками, столиками и зонтиками летних кафе и ресторанов, лотками с сувенирами и тому подобным. Здесь же дислоцируются извозчики, предлагающие всем желающим прокатиться в открытом экипаже по старым улочкам Одессы. Правда, лошадки выглядят так, что хочется просто дать денег на корм и лечение этим несчастным доходягам, и чтобы их не трогали лишний раз.

На Дерибасовской можно услышать уличных музыкантов самых разных стилей и направлений. Большинство, играет и поет действительно замечательно, а вот некоторым хочется опять же дать денег, чтобы только замолчали.

Прогуливаются здесь и «Остапы Бендеры» разного колибра, продавая сувениры и фотографируясь с туристами за деньги. Причем, видимо, туристический центр поделен между ними на четкие сектора, почти как у «детей лейтенанта Шмидта», и ни один Бендер не заходит на территорию другого.

Побирушки (даже язык не поворачивается их так назвать) на Дерибасовской преисполнены изящества и достоинства. Сложно сказать, чем нужно заслужить право просить подаяния на Дерибасовской. Они сидят с протянутыми стаканчиками в приталенных пиджаках, с аккуратными прическами. У одной возле берета даже приколот цветок. Другая смотрит так, будто оказывает вам честь, давая возможность кинуть ей денежку в стаканчик. Однажды возле нее лежал шикарный букет роз. Видимо, тоже подали, и она, черт возьми, этого достойна!

С Дерибасовской туристический поток вместе с лотками, вывесками и погремушками сворачивает на Екатерининскую, а дальше – к Оперному театру, Приморскому бульвару и порту. Поэтому после пересечения с Екатерининской Дерибасовская становится тихой и уютной. На мой взгляд, по-настоящему одесской, что ли.

Отсюда можно отправиться бродить по улицам и переулочкам с умопомрачительной архитектурой, которая часто находится в довольно печальном состоянии. Примечательно, что в большинстве памятников архитектуры, даже в самом центре продолжают жить вполне обычные люди. Ажурные панталоны необъятных размеров, развешанные на ажурных балкончиках, можно встретить в типично одесском дворике даже в двух шагах от Оперного театра. Старый город живет своей жизнью, независимо от наличия туристов, особенно не обращая на них внимания. И это добавляет ему шарма.

Вообще, в Одессе есть почти всё. И не только на Малой Арнаутской. Любой турист найдет здесь, что ему нравится: самое утонченное эстетическое удовольствие в театрах и галереях, ночные клубы, пляжи, аквапарки и многое, многое другое.

 Елена Маслова


Обсуждение новостей доступно в соцсетях