28 июня в Советском суде был вынесен приговор техническому директору ООО «Гаджет» Антону Богдановичу и прорабу Владимиру Морозову.
В январе прошлого года во время скандального строительства самотечной части канализационного коллектора в шестиметровой траншее с неукреплёнными стенками обрушился грунт, завалив двоих молодых мужчин — геодезиста Павла Байдака и разнорабочего Алексея Бажинова. Последний работал всего несколько дней… У обоих без средств к существованию остались семьи и дети: у Байдака двое, у Бажинова один.
На сегодня дети Байдака, по словам его тестя, получают пенсию в 2 тысячи рублей: официальная зарплата погибшего составляла 6 тысяч рублей, остальное — до 30 тысяч – он получал в конверте.
Кстати, помимо срока суд присудил Богдановичу и Морозову выплатить семьям рабочих крупные суммы в качестве компенсации.
О том, что питерская фирма с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, не имевшая за душой ничего, кроме касок и рабочих жилетов, и состоявшая всего из двух недоучек, не имела никаких оснований получить контракт на 92 миллиона, но всё же его получила, уже писано-переписано.
Но дальше «Гаджета» правоохранительные органы и не смотрят, оставляя за рамками дела тех, кто «завёл» эту фирму в Орёл и так или иначе осуществлял «сопровождение» её противозаконных действий.
Получается, во всём виноваты некомпетентные мальчики, дорвавшиеся до шальных бюджетных денег и давшие обязательство построить коллектор всего за два месяца посреди зимы, когда на такую работу требуется почти год. «Спешили управиться», оттого и пренебрегали и инженерными расчётами, и качеством работ, и безопасностью людей.
А заказчики строительства, многочисленные проверяющие и те, кто щедро оплачивал работу «Гаджета», делали вид, что всё идёт как надо. Да ещё пиарили этих горе-строителей, преподнося замену закрытого способа прокладки коллектора на открытый почти как благо.
Когда случилась трагедия, все пристыженно примолкли.
А потом начала набирать обороты новая тема: во всём виноват «Гаджет».
На чиновников вдруг снизошло прозрение — за бюджетные миллионы всё делается тяп-ляп. Местную прессу наводнили истории про выявление и исправление недостатков подрядчиков, а также про попытки отсудить у «Гаджета» неустойку и штрафы. И ещё про суд над Богдановичем и Морозовым.
Про тех же, кто позволил им осваивать огромные бюджетные деньги, никто не вспоминает. Хотя в СМИ называются вполне конкретные фамилии.
Вот только парочка примеров:
«11 октября Игорь Гармаш подписал решение под номером 3-10573: «На основании вышеизложенного, Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области обращение МУ «УКС г. Орла» о возможности заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по объекту «Реконструкция водоводов и сборных канализационных коллекторов г. Орла» (канализационный коллектор МР «Зареченский» (самотечный коллектор) с единственным поставщиком ООО «Гаджет» удовлетворяет».
«Орловский концепт»
«1 декабря… заместитель мэра Николай Лякишев согласовывает проведение работ по всему периметру трассы открытым способом…
По закону менять условия «игры» после аукциона нельзя. Как и изменять цену контракта. Но на самом деле и это произошло, причем опять же с благословения Н. Лякишева. Таким образом, заместитель мэра «допустил принятие решения, выходящего за пределы действующего законодательства и имеющейся компетенции».
«Красная строка»
Но эти фамилии, как и ряд других, кажется, нисколько не заинтересовали ни прокуратуру, ни следственный комитет.
На сегодняшний день всё закончилось реальным сроком для техдиректора фирмы «Гаджет» Антона Богдановича и прораба Владимира Морозова.
Приговор судьи Химичевой был воспринят неоднозначно.
Осуждённые явно не ожидали того, что им придётся отбывать срок. Богданович заявил, что будет подавать аппеляцию и просить замены реального срока на условный, чтобы «работать и иметь возможность возмещать ущерб детям погибших». Жена и тесть Павла Байдака склонны согласиться с приговором, но будут добиваться нормального материального обеспечения осиротевших детей. А отец Алексея Бажинова счёл срок в колонии-поселении «путёвкой в пионерский лагерь».
Я буду обжаловать решение суда, – сказал он журналистам после вынесения приговора. – Через полтора года они выйдут по УДО, а тут — непоправимая беда, погибли двое молодых мужчин, без отцов остались малые дети, родители без взрослых сыновей.
Кроме того, по словам Олега Бажинова, он будет добиваться того, чтобы за гибель его сына и Павла Байдака ответили все, кто виноват.