Сколько стоит горячая вода?

 

По служебной необходимости мне опять пришлось заняться стоимостью горячей воды, и в ходе рассмотрения этого вопроса выяснилось несколько интересных моментов.

 

Почему отменили тариф на горячую воду?

 

Как вам, конечно же, известно, с декабря прошлого года отменен тариф на горячую воду для ООО «Орелтеплогаз» и некоторых других теплоснабжающих организаций. Почему же Управление по тарифам Орловской области прекратило такое ценообразование, которое оно применяло с момента получения этих полномочий в 2010 году?

Часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ определяет, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). А вот часть 2 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Казалось бы: горячая вода есть? Есть! Следовательно, должен быть тариф на нее, установленный соответствующим областным управлением. Но не все так просто.

Дело в том, что на территории города Орла не существует ресурсоснабжающих организаций поставляющих такой коммунальный ресурс, как горячая вода. А имеются отдельно водоснабжающие и отдельно теплоснабжающие организации, не взаимодействующие между собой в части поставок тепла или теплоносителя.

 

Вот что я писал по этому поводу в 2008 году:

Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47 – 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520.

Согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий:

1. осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды;

2. оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

При этом если теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее должен устанавливаться тариф на горячую воду.

С другой стороны, для энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии в горячей воде для организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды для последующего оказания населению (организациям) услуг по горячему водоснабжению, тариф на горячую воду не устанавливается.

Также, в соответствии с приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги применяется тариф на горячую воду (руб./куб. м).

Таким образом, тариф на горячую воду для энергоснабжающей организации устанавливается соответствующими органами регулирования в порядке, определяемом действующим законодательством, только в случае оказания этой организацией услуг по горячему водоснабжению и непосредственном производстве горячей воды.

Органы регулирования не вправе устанавливать тарифы на горячую воду для организаций коммунального комплекса по собственной инициативе в отсутствие обосновывающих документов, предусмотренных правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520.

Несмотря на то, что значительное количество многоквартирных домов города оборудовано централизованным горячим водоснабжением от бойлерных или квартальных котельных, отсутствуют договорные отношения, между организацией коммунального комплекса – поставщиком тепла и организацией коммунального комплекса – поставщиком холодной воды в части отчуждения какого-либо коммунального ресурса (тепла или воды) от одной организации другой.

То есть в составе горячей воды, фактически поставляемой в многоквартирные дома по присоединенной сети, де-юре имеют место два различных коммунальных ресурса – тепло и холодная вода (теплоноситель), принадлежащие двум различным хозяйствующим субъектам.

Потребители, не относящиеся к жилищному фонду, учитывают эти коммунальные ресурсы раздельно: воду – по прибору учета воды, а тепло – по тепловому счетчику. При этом потребителями, включая жилищные организации, на основании различных договоров энергоснабжения производится раздельный расчет с различными организациями коммунального комплекса: за тепло в составе горячей воды – с теплоснабжающей организацией, за холодную воду (теплоноситель) – с водоснабжающей организацией.

Следовательно, в г. Орле отсутствует необходимость и возможность установления тарифов для организации коммунального комплекса на товар (коммунальный ресурс) «горячая вода», поскольку отсутствуют основания для оплаты теплоснабжающими организациями воды, нагретой в их котельных и тепловых пунктах (бойлерных).

Согласно статье 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг и внесению платы за коммунальные услуги. В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).

При этом под понятием «коммунальная услуга» следует понимать деятельность исполнителя этой услуги (хозяйствующего субъекта), обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях посредством обслуживания, поддержания в работоспособном состоянии внутридомовых инженерных систем и устройств, с использованием которых гражданам предоставляются услуги надлежащего качества.

Исполнитель коммунальной услуги производит или приобретает у ресурсоснабжающей организации необходимые для оказания соответствующей коммунальной услуги ресурсы, в число которых входят вода и тепловая энергия.

Следовательно, отношения между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги по поставке коммунальных ресурсов и расчетам за эти ресурсы не являются отношениями по предоставлению коммунальных услуг и в силу этого жилищным законодательством не регулируются. Для них справедливы правилами договора энергоснабжения, изложенные в статьях 539 – 547 Гражданского кодекса РФ.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

При этом к отношениям по поставке тепловой энергии через присоединенную сеть применяются правила, предусмотренные статьями 539 – 547 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

К отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, федеральный законодатель по поставкам тепла и воды предусмотрел возможность корректировки рамочных правил, заложенных в Гражданском кодексе, специальными нормами других законов или иных нормативных правовых актов. Кроме того, в части поставок воды предусматривается право на дополнительную корректировку взаимоотношений сторон на основании условий заключаемого ими договора поставки, определяющих существо взаимных обязательств.

Следовательно, если из существа договорных отношений между организацией водопроводного хозяйства и теплоснабжающей организацией вытекает, что теплоснабжающая организация не покупает нагреваемую ей воду, потребляемую жилищным фондом, а использует ее лишь в качестве неотчуждаемого в процессе нагрева теплоносителя для поставки собственного тепла исполнителю коммунальной услуги, то отсутствуют основания для возложения обязанности по оплате воды на эту теплоснабжающую организацию.

Изложенная выше точка зрения подтверждается судебной практикой, в частности, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2007 № 14128/07.

 

Время подтвердило правомерность этих выводов.

 

Кто теперь должен определять стоимость горячей воды для населения ?

По мнению Управления по тарифам это должны делать либо управляющие, либо ресурсоснабжающие организации. Следовательно, возникает вопрос: Как считать?

А вот и ответ:

 

Согласно пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, стоимость горячей воды в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с действующим законодательством.

Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:

тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), – в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);

стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, – в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).

Поскольку орган регулирования, которым на территории Орловской области является управление по тарифам Орловской области, никогда не выделял в своих расчетах для теплоснабжающих организаций финансовые потребности на содержание систем горячего водоснабжения от бойлерных до многоквартирных домов, а потери тепловой энергии на этом промежутке сетей горячего водоснабжения учитывал в составе общих потерь тепла при установлении тарифов на тепловую энергию, то эти составляющие в последующих расчетах нами не применяются.

Таким образом, стоимость 1 кубического метра горячей воды при ее централизованном поступлении в жилые дома города Орла, включает в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и установленного тарифа на тепловую энергию.

 

Количество тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. метра холодной воды, по нашему мнению, следует определять по формуле:

Qгвс=p*c*(th-tc)*(1+KТП),                                                           (1)

где:

p – объемный вес воды (кгс/м3), равный 983,18 кгс/м3 при температуре 60 °C;

c – теплоемкость воды, равная 1 кал/(кгс  °C);

th – температура горячей воды в местах водоразбора, равная 60°C согласно правилам предоставления коммунальных услуг;

 

Пояснение. Согласно пункту 5 требований к качеству коммунальных услуг (Приложение № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям СанПин 2.1.4.2496-09.  Согласно пункту 2.4 указанных санитарных норм и правил температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. В настоящем расчете взята минимально допустимая жилищным законодательством температура.

 

tc – среднегодовая температура холодной воды в сети водопровода (°C);

KТП  – коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат. Определяется по таблице 7 Приложения 3 к Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003г.

Поскольку в домах г. Орла не применяются изолированные стояки горячего водоснабжения, а количество стояков с полотенцесушителями равно количеству стояков без полотенцесушителей, то согласно названной таблице для домов, запитанных от наружной сети горячего водоснабжения следует применять коэффициент КТП равный 0,25.

Потери тепла на внешних сетях, как указывалось выше, учитываются регулирующим органом при расчете общего тарифа на тепловую энергию.

В данном случае не могут применяться коэффициенты, учитывающие тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат, предусмотренные в таблице 7 пункта 34 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 № 306, поскольку этот пункт регулирует расчет количества тепловой энергии при использовании электрических водонагревателей, которые не работают в постоянном круглосуточном режиме.

Среднегодовая температура холодной воды при отсутствии достоверных статистических данных определяется по формуле:

tc = (tхз * Tз + tхл * Tл)/Tгод,

                                                                                    (2)

где:

tхзтемпература холодной воды в отопительный («зимний») период, принимаемая равной 5 оC;

tхлтемпература холодной воды в неотопительный («летний») период, принимаемая равной 15 оC;

Tз продолжительность отопительного периода, принимаемая равной 205 дням;

Tлпродолжительность неотопительного периода, принимаемая равной 160 дням;

Tгодколичество дней в году (365 дней).

 

Таким образом, для города Орла среднегодовая температура нагреваемой воды составит (5*205+15*(365-205))/365=9,384 оС.

Исходя из представленных выше данных, определяем количество тепловой энергии, расходуемой на подогрев 1 кубического метра холодной воды:

983,18*(60-9,384)*(1+0,25) = 62206 кал = 0,0622 Гкал

 

Отсюда расходы на подогрев 1 кубического метра воды МПП ВКХ «Орелводоканал» теплом ООО «Орелтеплогаз» составят:

с 1 января 2013 года: 1310,39 руб./Гкал *0,0622 Гкал = 81,51 руб.,

с 1 июля 2013 года: 1466,27 руб./Гкал*0,0622 Гкал = 91,20 руб.,

где: 1310,39 руб./Гкал и 1466,27 руб./Гкал – тарифы, установленные для населения приказом Управления по тарифам Орловской области от 3.07.2012

№ 800-Т в редакции приказа от 24.06.2013 № 921-Т.

Следовательно, стоимость 1 кубического метра горячей воды при использовании теплоносителя, поставляемого МПП ВКХ «Орелводоканал», и тепловой энергии, поставляемой ООО «Орелтеплогаз», в городе Орле составляет (без учета стоимости водоотведения горячей воды):

с 1 января 2013 года:  11,52 + 81,51 = 93,03 руб.

с 1 июля 2013 года: 12,67 + 91,20 = 103,87 руб., 

где: 11,52 руб./куб.м и 12,67 руб./куб.м – тарифы на холодную воду, установленные для МПП ВКХ «Орелводоканал» приказом Управления по тарифам Орловской области от 30.11.2012 № 1667-Т.

К сожалению (для работников ООО «Орелтеплогаз»), в первом полугодии этого года они считали стоимость подогрева кубометра воды по более низкой ставке (73,65 руб. вместо 81,51 руб.). Но, полагаю, что изложенные выше соображения помогут этой организации исправить свою ошибку.

 


Обсуждение новостей доступно в соцсетях