Представители науки и культуры, приехавшие на её открытие в деревню Погорелец Урицкого района, назвали это событие уникальным в масштабах всей страны. А орловские власти, несмотря на разосланные приглашения, его фактически проигнорировали.
Дом, который когда-то купил дед выдающегося историка, просветителя, общественного деятеля Тимофея Грановского, где тот жил в первые годы своей жизни, и куда приезжал уже будучи профессором Московского университета, не сохранился. Его пытались восстановить силами района, а потом продали в собственность семье врачей из Москвы, основателям и владельцам клиники «Психическое здоровье» Виталию и Вере Минутко, которые решили возродить усадьбу.
В течение пяти последних лет на их личные средства при помощи районных властей был расчищен от сухостоя и обновлён старинный парк, заполнен водой и зарыблен высохший пруд, проложены аллеи, разбит розарий, по старым чертежам построен флигель дома-усадьбы, восстановлен ледник, начато строительство оранжереи. Внутреннее убранство флигеля соответствует эпохе Грановского. Здесь можно создавать музейную экспозицию, проводить научные чтения и семинары. Именно это хотел предложить областным властям Виталий Минутко, назначив торжественное открытие усадьбы на 14 сентября.
По его приглашению на Орловщину из Москвы приехали представители научной интеллигенции, работники культуры, литераторы. На открытии были зачитаны письма и телеграммы от Станислава Говорухина, Иосифа Кобзона, внучатой племянницы Франклина Рузвельта Присциллы Рузвельт, которая в Америке изучает историю русской усадебной культуры, и от «наших» депутатов Госдумы — Николая Ковалёва и Василия Иконникова. Все отмечали, что миссия, которую взяли на себя супруги Минутко, не просто благородна. Она практически беспрецедентна.
– Я приехала сюда, чтобы увидеть первого филантропа XXI века, – призналась собравшимся директор художественной галереи «Сосны» при управлении делами президента Людмила Тюгаева.
Открытие усадьбы Грановского сочли важным событием не только гости. Об этом написали федеральные агентства, включая РИА Новости. Общественное телевидение России прислало в Погорелец съёмочную группу.
А губернатор, спикер облсовета, их замы, в том числе и те, что отвечают за культуру, не приехали. Говорят, их предупредили, что дорога плохая. Её Минутко тоже подсыпал за свой счёт, так и не дождавшись от областных чиновников отклика на свои просьбы о помощи.
Правительство области было представлено только начальником управления культуры и архивного дела Аллой Егоровой. Бывший председатель орловского отделения ВООПиК Виктор Ливцов, директор музея Тургенева Вера Ефремова, директор музея Грановского Анжела Чернышева, – вот, пожалуй, и все представители культурной Орловщины, кому это было интересно.
Если бы не руководство и жители Урицкого района, усадьбу презентовали бы только приезжим гостям…
Никто из орловцев не принял участие и в работе «круглого стола» по теме возрождения русских усадеб. Поэтому возможное будущее усадьбы Грановского тоже обсуждали москвичи.
Что здесь будет? Филиал городского музея, загородный парк с катанием на лодках и лошадях и прочими развлечениями в духе XIX века, место встреч членов «общества друзей Грановского» и научных деятелей, изучающих его наследие? Кто будет за всем этим смотреть, хранить экспозицию, поддерживать жизнь в усадьбе, популяризировать её? Определённого ответа пока нет.
И пусть специалисты высказывают некоторые «профессиональные» претензии к усадьбе, которую Виталий Минутко восстанавливал хоть и по старым чертежам, но без совета с ними. Однако то, что это было сделано с искренним интересом и уважением к личности Грановского и к традициям того времени, несомненно.
Виталий Минутко готов к сотрудничеству с областными властями, раздумывая над формой государственно-частного партнёрства, которое позволило бы разделить бремя содержания и развития усадьбы Грановского.
Услышат ли его в области? Неизвестно.
Пока даже не удосужились пожать руку за его жертвенный труд.