Выступление
председателя комитета по бюджету и налоговой политике
К.И. Федотова
Уважаемые участники публичных слушаний!
Основная идея главного финансового документа города Орла на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов – жить придётся по средствам и экономить больше чем в 2013 году. Однако, это не повод для паники. Будем работать ещё эффективнее, быстрее, применять новые методы и грамотно подходить к расходной части бюджета.
Комитетом по бюджету и налоговой политике проведен анализ проекта бюджета города Орла на 2014 год и плановый период.
В связи с изменениями бюджетного и регионального законодательства доходы городского бюджета в следующем году в сравнении с ожидаемым исполнением 2013 года существенно снизятся, в том числе от налога на доходы физических лиц более чем на 382 млн. рублей.
Ещё «минус» 420 млн. рублей город получит в результате снижения доходов от использования и реализации муниципальной собственности.
Частично компенсировать потери налоговых и неналоговых доходов помогут дополнительные доходы бюджета, которые связаны с увеличением норматива зачисления в бюджет города доходов по передаче в аренду и продаже земельных участков (с 80 до 100%%), а также в связи с установлением дифференцированного норматива зачисления в бюджет города от акцизов на нефтепродукты.
В целом собственные доходы городского бюджета в 2014 году сократятся на 744 млн. рублей.
И как следствие, в следующем году расходы бюджета на реализацию вопросов местного значения также будут снижены в сравнении с ожидаемым исполнением 2013 года более чем на 700 млн. руб.
Анализ проекта бюджета на 2014 год показал, что практически по всем разделам бюджета наблюдается сокращение расходов.
Уменьшены расходы на содержание органов местного самоуправления и резервные фонды более чем на 67 млн. рублей.
По минимуму заложены в расходную часть городского бюджета средства на дорожное хозяйство, коммунальное хозяйство, расходы на благоустройство города. При ожидаемом исполнении в 2013 году городских расходов на капитальное строительство в сумме 240,5 млн. рублей в бюджете 2014 года на указанные цели планируется выделить лишь 24,9 млн. руб. Значительно сокращены расходы на программные мероприятия. А это идет в разрез с поставленными руководством страны задачами – перевода 70-80%% расходных обязательств местных бюджетов на программное финансирование.
Анализ источников погашения дефицита бюджета показал, что в проекте бюджета города на 2014 год и на плановый период увеличивается объем привлекаемых кредитов. К уже имеющемуся в 2013 году долгу в размере 662,5 млн. рублей предлагается привлечь в 2014 году еще 281,3 млн. рублей с последующим увеличением кредитов и в плановом периоде до 1 млрд.434 млн.рублей.
По мнению комитета, несмотря на недостаточность собственных средств привлечение кредитных ресурсов на погашение дефицита городского бюджета не только не желательно, но и опасно, так как город не имеет реальной возможности для гашения этих кредитов. С 2006 года, когда впервые начали привлекаться кредиты и до настоящего времени практически производится лишь перекредитовка кредитных средств и привлечение дополнительных кредитов.
Таким образом, бюджет города на 2014 год и на плановый период, к сожалению, является «бюджетом выживания», но «не бюджетом развития».
Следует отметить, что существующее бюджетное законодательство не создаёт стимулов для социально-экономического развития муниципальных образований и расширения их собственной налоговой базы, поскольку почти все связанные с этим налоги поступают в бюджеты других уровней. Так, органы местного самоуправления выполняют основную часть деятельности по взаимодействию и поддержке малого бизнеса на своих территориях. Однако, налог от предприятий малого бизнеса, работающих по упрощённой системе налогообложения, поступает в размере 100% в бюджет субъекта РФ, в абсолютном значении только за 9 месяцев 2013 года это составляет по городу Орлу 423,8 млн. рублей. И, несмотря на то, что с 2013 года налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, в полном объёме поступают в местные бюджеты, доходы муниципалитетов вряд ли сильно возрастут, так как налогоплательщики останутся те же, кто и сегодня платит единый налог на вменённый налог, а переход является добровольным.
8 февраля 2013 года состоялось заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы РФ на тему: «О финансово-экономических основах местного самоуправления: существенные возможности и необходимые изменения законодательства». На заседании было внесено несколько предложений, в частности передача на муниципальный уровень 2% налога на прибыль организаций (это около 32 млн. рублей от поступлений данного налога в бюджетную систему г. Орла за 9 месяцев 2013 г.) и транспортного налога, который поступает в полном объёме в бюджет субъекта – за 9 месяцев 2013 года это составило 147,3 млн. рублей.
Кардинальным способом решения финансовых проблем местного самоуправления может быть передача ему значительной доли налога на доходы физических лиц, который выступает самым крупным источником доходов местных бюджетов и на формирование которого органы местного самоуправления могут оказывать существенное влияние. В разных источниках называются разные цифры, в частности, Всероссийский совет местного самоуправления предлагает передать на муниципальный уровень не менее 50% НДФЛ. Такое решение заслуживает всяческой поддержки, учитывая, что в бюджете города Орла на 2014 год доля отчислений от указанного вида налога составляет всего лишь 20% (против 30% в 2013 году). Для информации: отчисления НДФЛ в бюджет города Самара в 2014 году составят 30%, в Уссурийске – 32%.
Следует отметить, что при этом потери доходов региональных бюджетов будут компенсированы ростом поступлений в местные бюджеты и сокращением потребности муниципалитетов в финансовой помощи субъектов РФ.
Таким образом, администрации города Орла, Орловскому городскому Совету народных депутатов необходимо сформулировать обращение в Правительство области, областной Совет народных депутатов о возможности пересмотра политики распределения бюджетных средств в пользу города, на территории которого формируется более 55% региональной казны, а это большой вклад в областной бюджет.
Наряду с мерами государственного регулирования важную роль в повышении уровня финансовой обеспеченности муниципальных образований может играть деятельность самих органов местного самоуправления. В частности, вовлечение граждан в бюджетный процесс.
И здесь, на мой взгляд, интересен опыт Пермского края по разработке так называемых народных бюджетов на самом низовом уровне. Суть его в следующем. Если граждане по собственной инициативе изыскивают средства на неотложные общественные нужды типа – благоустройство территории, озеленение, ремонт местных дорог и т.п., то субъект РФ на каждый собранный самостоятельный рубль добавляет 2-3 рубля из своего бюджета. Аналогичные решения уже приняты в Красноярском крае и Иркутской области.
Это типичный пример роста совокупного результата при повышении самостоятельности местного самоуправления. За счёт этого при общем дефиците бюджетных средств могут быть выявлены наиболее важные и приоритетные направления их использования. Реализация данного подхода требует от руководителей муниципальных финансовых органов изменения формы подачи материалов бюджета общественности – от невоспринимаемого на слух потока цифр к преимущественной оценке альтернативных вариантов использования бюджетных средств, где жители реально могут высказать своё мнение.
Уважаемые участники публичных слушаний!
С учётом высказанных предложений и замечаний, а также принимая во внимание то, что при формировании проекта бюджета на 2014 год и плановый период все основные параметры представленного проекта бюджета выдержаны в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и бюджет города сбалансирован, предлагаем участникам публичных слушаний рекомендовать депутатам Орловского городского Совета народных депутатов принять проект бюджета во втором чтении.