До её окончания остался всего год.
Активисты орловского отделения Общероссийского народного фронта продолжают инспектировать социальные объекты Орла. Их выводы не являются неожиданными. Любому ясно, что город совершенно не приспособлен для колясочников, а вместе с ними – для мам с колясками, малышей и людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Улицы “перегорожены” высокими бордюрами, общественный транспорт доступен только с чужой помощью, и даже во многие социальные учреждения им дороги нет.
На минувшей неделе члены ОНФ побывали в Северном районе. Отметили, например, что в районном центре соцзащиты, который с 2001 года размещается на втором этаже, нет ни пандуса, ни подъёмника.
– 13 лет никто не предпринимал попыток сделать это заведение доступным для людей с ограниченными возможностями, – констатируют члены ОНФ. – И за месяц, прошедший с нашего первого посещения, дело не сдвинулось.
Та же ситуация в школе №37. Ещё в прошлом году, говорят активисты, там вместе со здоровыми детьми училась девочка-колясочница. В этом учебном году из-за отсутствия пандуса ей пришлось перейти на надомное обучение.
Но что может школа или центр соцзащиты? Только поставить вопрос перед начальством. На пандус или подъёмник нужны деньги. У соцучреждений своих средств нет, а бюджетные (18,5 федеральных миллионов) уже распределены. Насколько эффективно – вот вопрос.
По условиям федеральной программы, как некоторое время назад объясняла ОрелГраду замначальника областного управления соцзащиты Ирина Гаврилина, на этот транш адаптивным оборудованием – причём в комплексе – должны быть оснащены объекты шести социальных отраслей: здравоохранения, образования, культуры, труда и занятости, физкультуры и спорта, а также транспорта. Поэтому, например, библиотеку для слепых оснастят, в том числе, и пандусом (хотя представить себе незрячего человека, передвигающегося по городу на инвалидной коляске, признаться, сложно). Но никуда не денешься. Чтобы получить федеральные деньги, надо выполнять поставленные условия.
Так, может, ОНФ – это как раз та сила, которая сможет добавить здравого смысла в требования программы? Которая сможет потребовать внесения в проектную документацию всех ремонтируемых дорог и тротуаров обязательного условия по оборудованию их съездами? А заодно и по персональной ответственности за приёмку работ.
Без этой корректировки большая и нужная работа по выявлению объектов, не приспособленных для людей с ограниченными возможностями, опять сведётся к “точечному” решению отдельных проблем. Такое уже бывало в Орле, и не раз.
Стоит кому-то поднять тему, вытащить её в публичное поле, прокуратура тут же реагирует, и чиновники вынуждены выполнять предписания. Но зачастую это делается по принципу “лишь бы отвязались“. То пандусы установят перед узкой дверью, в которую коляска попросту не проходит, то под таким углом, что никто и не рискует ими пользоваться. Съезды с тротуаров часто не совпадают с “зебрами”, что представляет угрозу для жизни. А низкопольные автобусы, купленные в 2010 году как бы с целью обеспечения колясочников возможностью передвигаться по городу, были поставлены на коммерческие маршруты и не имели чёткого расписания. Инвалиды опасаются, что та же участь постигнет и три новых автобуса, которые власти пообещали закупить к новому году.
О необходимости системного подхода постоянно твердит и председатель областной организации Всероссийского общества инвалидов и сам член регионального штаба ОНФ Николай Столяров.
– Одними пандусами доступную среду в Орле сделать невозможно, – считает Столяров. – Инвалид должен без каких-либо преград добираться от дома до необходимого ему учреждения. А это значит, муниципальным властям необходимо проинспектировать и переоборудовать подъезды домов, съезды с тротуаров, городу нужны низкопольные автобусы с расписанием их движения по всем остановкам, а также социальное такси, вопрос с которым остаётся нерешённым много лет.