Уровень напряжённости во взаимоотношениях педагогов и учащихся растёт.
ОрелГрад продолжает анализировать отчёт уполномоченного по правам ребёнка в регионе. Мы уже рассказывали о ситуации с очередью в детсады. Теперь перейдём к школьным проблемам.
По данным детского омбудсмена, в 2014 году только с просьбами о разрешении школьных конфликтов ему поступило 47 обращений граждан.
– Содержание жалоб существенно не меняется, – отмечает он. – Это и взимание с родителей денег на нужды образовательных учреждений, и создание в школах безопасных условий пребывания детей, и проблемы подвоза школьников к местам обучения, и возникновение различных конфликтных ситуаций.
Конфликты порой приобретают яростный характер и выходят за школьные рамки. Год назад ОрелГрад публиковал историю, случившуюся в Ливнах, где девятиклассница прямо на уроке избила учительницу. Владимир Поляков приводит другой пример. В прошлом году к нему обратились родители учеников 7-го класса одной из гимназий Орла с жалобой на одноклассника, «регулярно нарушавшего правила поведения и мешавшего другим детям усваивать учебные предметы». Они требовали перевести хулигана в другой класс. Началась проверка, выяснилось, что мама и бабушка «хулигана» таковым его не считают, а вину за ситуацию возлагают на учителей и директора, которые якобы предвзято относятся к мальчику.
«Комиссионный разбор не позволил сразу оздоровить ситуацию, – признаёт Владимир Поляков. – Разговор пришлось продолжить в районной комиссии по делам несовершеннолетних и, впоследствии, в суде. Этот пример – яркая иллюстрация того, что законные представители учащихся сами не всегда принимают исчерпывающие меры для разрешения ситуации”.
При этом он отметил, что нежелание отдельных учителей искать индивидуальный подход к ребёнку, требующему особого внимания, тоже может быть причиной конфликта. “Нередко проблему обучения гиперактивных детей педагоги стараются решить, вынуждая родителей перевести такого ребенка в другое образовательное учреждение или на домашнее обучение”, говорится в отчёте обмудсмена.
По мнению Полякова, в школах необходимо развивать медиативные технологии разрешения конфликтов. То есть, чтобы все стороны сели за стол переговоров и уладили дело миром, без применения административного ресурса. Но для этого в школах необходимо создать специальные службы примирения, включив в них учителей, психологов, учеников и родителей. Кстати, в прошлом году данной проблеме было посвящено большое совещание, прошедшее в школе №50 Орла. Местом проведения её выбрали не случайно, так как там действует учительская комната отдыха, где можно получить психологическую разгрузку.
«…учитель, находящийся в состоянии нервного напряжения, способен нанести психологическую травму детям, – считает уполномоченный. – Необходимо создать такие центры повсеместно”.
В качестве подтверждения он привёл в своём отчёте данные социологов: уровень нервозности педагогов общеобразовательных учреждений составляет 80 процентов, а эмоциональная неустойчивость выявлена у 40 процентов учителей, что связано с высоким уровнем напряжённости труда педагогов и спецификой их профессии.