Как стало известно ОрелГраду, идея заключается в том, чтобы воссоздать рядом с Красный мостом фрагмент старого Орла. Он может появиться на участке со стороны Центрального универмага – там, где когда-то стоял Покровский храм. Предполагается, что этот “макет” будет включать в себя и сам храм, и Мариинский мост (так в старину назывался Красный) в его первозданном виде, и здания, окружавшие его в 19-м веке. Использовать эту архитектурную “реконструкцию” предлагается для уроков истории, проведения экскурсий и театрализованных праздников.
По нашим данным, с таким предложением выступила московская компания “АСК”, претендующая на участие в предстоящем конкурсе по разработке ПСД на реконструкцию Красного моста. До сих пор в Орле детально обсуждались лишь кардинальные решения омского НПО “Мостовик” по превращению Красного моста в часть скоростной центральной магистрали города с переносом трамвайных путей на отдельно построенный мост через Оку. Однако, после того, как “Мостовик” был признан банкротом, его идеи остались в теории.
Теперь, как пояснил ОрелГраду заместитель губернатора Николай Злобин, управление капитального строительства Орла разрабатывает новое техническое задание для проектировщиков, “увязывая” потребности города в современной транспортной артерии с высокой пропускной способностью и требования законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.
– Помимо госэкспертизы, проект должен будет получить положительное заключение историко-культурной экспертизы, – пояснил Злобин.
Как уже сообщал ОрелГрад, в апреле вопрос о необходимости реконструкции Красного моста к юбилею города был поднят губернатором Орловской области Вадимом Потомским во время его встречи с премьер-министром страны Дмитрием Медведевым. Председателю правительства были представлены эскизы, которые получили его одобрение. Медведев пообещал свою поддержку в этом вопросе.
Вчера на аппаратном совещании в областной администрации руководитель департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства области Александр Ремига заявил, что из федерального бюджета на реконструкцию Красного моста будет выделена субсидия. Речь, по нашей информации, идёт о сумме в 1-1,2 млрд рублей. Но для её получения необходимо выполнить проектно-сметную документацию и получить положительное заключение госэкспертизы. На это в бюджете области для администрации города заложено 30 млн. рублей.
Для справки
Мариинский мост через Оку был построен в 1879 году по проекту инженера Лебединского. Как сообщает Википедия, “на обоих берегах были построены каменные арочные опоры, а посередине реки одна каменная опора, на кои и опирался двухпролётный мост с галереей из литых конструкций”. Ажурное литьё моста было одной из визитных карточек города. С его строительством, писали современники, было “прекращено громадное неудобство для горожан по сообщению во время полой воды между первой и второй частями города и расходование городом громадных сумм ежегодно на устройство временных мостов и перевозов”. В 1898 году по мосту было открыто трамвайное движение.В 1919 его переименовали в Красный. В 1943 году при отступлении фашистов мост был взорван. Устояли только опоры, на которые была установлена двухпролётная стальная балка. 1 июля 1950 года новый Красный мост был открыт для движения. Последний раз его капитальный ремонт проводился в 1999 году.