Одним из поводов для предложения стала оценка орловского опыта.

Счетная палата России направила в правительство РФ предложение повысить эффективность концессий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сообщает ТАСС. Ранее СП провела анализ концессионных соглашений в регионах и пришла к выводу, что они пока не стали действенным инструментом притока инвестиций в сектор ЖКХ. В концессию передано всего 12,4 процента от общего количества объектов ЖКХ, отсюда и небольшой объем инвестиций.
Аудиторы также установили, что информационные системы федеральных органов исполнительной власти содержат противоречивые и неполные данные, информация в них формируется на различные отчетные даты и не содержит данных об основных фондах, переданных в концессию. Учет обязательств концессионеров по созданию и реконструкции объектов ЖКХ по годам не ведется, что не позволяет оценить, в том числе объем привлечения внебюджетных инвестиций в сферу ЖКХ. «Результаты анализа показывают, что процесс заключения и реализации концессий в секторе ЖКХ не в полной мере соответствуют действующему законодательству в этой сфере», – говорится в материалах.
Отметим, что исследование, на основании которого СП подготовила свои предложения, проводилось в 2024 году. В нем участвовала Контрольно-счетная палата Орловской области, это стало для нее одним из важных направлений аудита в минувшем году. Региональная КСП провела анализ исполнения 18 концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, заключенных в 12 муниципальных образованиях Орловской области, с общим объемом запланированных инвестиций 85,2 миллиона рублей. По итогам аудита были выявлены предпосылки, препятствующие привлечению инвестиций в экономику региона.
В частности, КСП Орловской области отметила недостаточную реализацию контрольных полномочий ведомств на этапе согласования перечня мероприятий концессионных соглашений. По мнению орловских аудиторов, это повлекло за собой необоснованное включение сопутствующих затрат концессионера по поддержанию надлежащего эксплуатационного состояния объектов в состав реальных инвестиционных вложений. Второй фактор: неисполнение мероприятий по модернизации и улучшению технологических и конструктивных параметров объектов концессии ближайшей или среднесрочной перспективе, планирование финансовых вложений в объекты капитального строительства на временные периоды в долгосрочной перспективе.
Также по итогам аудита КСП выявила: нарушения концессионерами обязательств, предусмотренных соглашениями, в том числе по объему привлеченных инвестиций в объекты концессии, повлекшие в том числе расторжение концессионных соглашений; включение концессионерами в состав финансовых отчетов о фактически привлеченных инвестиций по модернизации объектов концессии ранее понесенных затрат, учтенных в составе ранее исполненных соглашений. Региональная КСП обратила внимание и на отсутствие конкурентной среды среди потенциальных концессионеров и инвестиционной привлекательности объектов коммунальной инфраструктуру, что обычно влечет за собой заключение соглашения без проведения конкурса на основании предложения единственного участника.
По итогам аудита Контрольно-счетной палатой Орловской области были подготовлены предложения по повышению эффективности использования муниципального имущества и улучшения качества оказания коммунальных услуг, которые и были направлены для обобщения в Счетную палату Российской Федерации.
ИА “Орелград”




