Кто-то наверняка увидит в выборах в горсовет идеологическое поражение КПРФ, но на взгляд ОрелГрада, компартия получила технический проигрыш.
Прошедшие выборы нельзя назвать лёгкими. Город в очередной раз захлестнула волна скандалов. Электорат “мотивировали” баннерами «ПЕДРОЛ» и банным скандалом, активно педалируемым КПРФ, морочили головы подмётными листовками и кандидатами-двойниками.
Но мы хотели бы обратить внимание на два основных технических приёма, которые использовались в этом сезоне против КПРФ. Оба были сделаны на глазах у компартии, однако последняя ничего не смогла противопоставить.
Бой, который орловцы наблюдали вчера, был проигран гораздо раньше, когда сама компартия утвердила новые округа на выборах в городской совет. Новая система выборов ввела в избирательный процесс такое понятие, как «депутат, прошедший по партийному списку». Если раньше жители города выбирали всех 38 депутатов пофамильно, то сейчас только 28 человек попадают в горсовет благодаря личной известности. Ещё 10 проходят по партийным спискам. Их фамилий и фотографий нет в бюллетенях, но эти люди окажутся в горсовете. Кто-то из них занимает высокий пост в партии, кто-то просто помог однопартийцам финансово.
Эта реформа сократила количество округов, из-за чего привычное избирательное поле города было перекроено. Многие депутаты от КПРФ столкнулись с тем, что у них “забрали” часть участковых избирательных комиссий и добавили в избирательный процесс «чужого» электората. И многие граждане, готовые повторно поддержать “своего” депутата-коммуниста, остались один на один с новыми, неизвестными им, кандидатами. В связи с этим многие представители КПРФ, вознамерившиеся пойти на второй срок, оказались в ситуации, когда нужно было по полной выкладываться и работать. К такому раскладу были готовы не все. Но и тех, кто оказался готов, поджидала другая избирательная технологическая ловушка.
По данным социологических исследований, накануне выборов стало понятно, что “Единая Россия” и КПРФ в Орле представляют собой примерно одинаковые силы. И что, например, Ступин с Левковским вполне смогут составить конкуренцию кандидатам от ЕР. Однако выборы не для того придуманы, чтобы их проигрывать. Увидев такое соотношение сил, технологи предложили выход: стимулировать досрочное голосование за определённых кандидатов. Что и было сделано.
В некоторых округах горожане выстраивались в очереди у избиркомов за неделю до дня голосования. Кое-где процент “досрочников” достиг заоблачных цифр, что даже вызвало подозрения в покупке голосов. Хотя бюджетный электорат единоросов наверняка и без того откликался на призыв проголосовать раньше срока за “своего” кандидата. Это была игра на грани фола, но она позволила ЕР сформировать ядро избирателей, обеспечившее победу.
Впрочем, выпустив джина из бутылки, сами же единоросы стали жертвой досрочного голосования. В 22-м округе самовыдвиженец Андрей Верижников к утру дня голосования уже получил почти около тысячи голосов, и кандидат Наталья Петина от ЕР ему проиграла. Да и сама история с досрочным голосованием ещё может аукнуться партии власти. На многих УИКах наблюдателей, настаивавших на тщательном контроле протоколов досрочников, просто выдворяли с участков. Коммунисты, развивая тему административного ресурса, уже пообещали проверить все данные и не исключили возможности обращения в суд.
Кандидатов-двойников тоже можно отнести к предвыборным уловкам. На округах, по которым шли Сергей Ступин и Вячеслав Морозов, “совершенно случайно” были вторые Ступин и Морозов. А вместе с кандидатом от КПРФ Сергеем Гришиным было ещё двое самовыдвиженцев с такой же фамилией. Такие “совпадения” обычно размывают внимание избирателя, часть электората ставит галочку “не туда”, и “опасные” кандидаты получают меньше голосов.
С нашей точки зрения, именно эти нехитрые приёмы помогли бело-синим пройти в городской Совет с серьёзным численным преимуществом.
Провал КПРФ был обусловлен. Заигравшись в креатив и скандалы, коммунисты упустили инициативу. Извлекут ли они урок из своего поражения, готовясь к выборам в облсовет, мы узнаем уже совсем скоро.