Облсуд объяснил, положены ли выплаты жертвам политических репрессий

Гражданское дело о компенсации морального вреда рассмотрели в Орле.

Иск подал местный житель, который потребовал взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда. Он указал на то, что его мама была арестована по политическим мотивам. Ее приговорили к бессрочной ссылке на поселение в Казахскую ССР, где она и умерла.

Истец заявил, что «на протяжении нескольких десятков лет они с матерью содержались в антисанитарных условиях, находились под жестким контролем органов внутренних дел, постоянно подвергались унижениям, поскольку фактически государство причислило их к числу сочувствующим фашистам, к изменникам Родины, в связи с чем он не смог получить высшее образование».

В 1991 году вышел закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Мать была признана жертвой политических репрессий и объявлена реабилитированной прокуратурой Орловской области. Истец считает, что указанный закон дает ему право на компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения матери.

Однако суд в иске отказал. Он подтвердил, что жертвами политических репрессий признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями на спецпоселении. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, закон о реабилитации жертв политических репрессий принимался для компенсации материального и морального вреда, причиненного им. Однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают, в отличие от гражданского законодательства, разграничение форм возмещения материального и морального вреда.

Последствия реабилитации определены в статьях 12 – 18 закона о реабилитации жертв политических репрессий. Он не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда.

«Таким образом, разрешая настоящий спор и установив, что вред истцу, нравственные и физические страдания были причинены до введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, предусмотревших такой вид ответственности, суд пришел в обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований», – говорится в решении.


Обсуждение новостей доступно в соцсетях