Первоклашек ждёт новый стандарт

Вообще-то ломать старую систему образования начали в начальной школе ещё в прошлом году. Но многие родители первоклассников прожили этот год в блаженном неведении. ОрелГрад решил восполнить пробел.
Чтобы понять, чему и как теперь учат детей, нужно много читать, наблюдать, думать и общаться. ОрелГрад предлагает делать это у нас в новой рубрике. Школа всё-таки довольно закрытое для пап и мам учреждение: привели ребёнка — и он там живёт своей собственной жизнью, строит свои отношения с детьми и учителями, проявляет какие-то качества характера, которых мы в нём и не подозревали.
А тут ещё и новый стандарт, в котором большинство родителей ничего не понимает.
Мой сын в прошлом году как раз собрался в школу. Перед 1 сентября нас пригласили на собрание и рассказали о деятельностном подходе и проектной деятельности, которые теперь положены в основу учебного процесса. Мамы рассеянно кивали головами, даже не пытаясь постичь смысл этих слов. Думали: учителя-то знают, о чём говорят… В общем, так и прожили весь год втёмную, так и не поняв, что изменилась сама суть обучения детей. А между тем, по некоторым признакам можно было догадаться, что всё не так, как раньше.
Сын постоянно и вдохновенно сочинял мини-доклады, для чего ему непременно нужно было лезть в интернет, фотографировать домашних животных, членов семьи, друзей и описывать их характеры. Он выводил в прописях палочки-крючочки и тут же — по пунктирным линиям – писал целые предложения. Давая домашние задания, учительница повторяла: «только если ребёнок сам хочет что-то делать!» Листая рабочие тетради сына, я однажды прозрела: их структура напоминает страницы сайтов! По утрам я всё ждала: когда же он застонет, что ему неохота в школу? А он туда радостно бежал. А когда я критиковала сына за помарки в тетрадях, он отвечал: «Ну да, ошибся, но потом подумал и исправил. Когда человек только учится, так можно!» Я думала, у меня просто нахальный (от того, что живёт в семье журналистов и слышит разные свободолюбивые разговоры) ребёнок. А оказалось — это всё новый стандарт.
Поняла я это уже летом, когда я случайно купила в Москве журнал «Первоклассные родители». С виду обычный глянцевый журнал – из тех, что берут полистать в поезде. Оказалось, нет. Программная вещь, раскрывающая идеологию нового стандарта образования. Этот журнал издаёт Департамент образования правительства Москвы специально для родителей учеников начальных классов и, наверное, для педагогов тоже.
Лично мне он на многое открыл глаза и… успокоил.
Я приведу несколько цитат.
«… но прошёл месяц, другой, на исходе уже учебный год, а наши первоклассники не кажутся изнурёнными, они с удовольствием рассказывают о своих удивительных открытиях, сделанных на уроках, восхищают естественностью общения с компьютерными программами, от них то и дело слышишь: я сегодня молодец, потому что первым додумался… Ребёнок чувствует себя успешным, самым-самым — не вообще, конечно, а в каком-то конкретном деле. И тут наступает момент, когда мы, взрослые, начинаем жалеть себя: в нашем учебном детстве было всё по-другому, многим из нас понадобились годы, чтобы избавиться от школьных ярлыков, почувствовать себя личностью, успешным человеком…»
(Из приветственного слова к читателям)

«…Если бы в 2012 году в первом классе изучалось ровно то и ровно так, как в 1962-м, это означало бы, что следующие за нами поколения дальше нас не продвигаются… Если раньше мы повторяли правило за учителем, то наши дети доходят до него сами — головой, руками, ногами. У них появились другие возможности для обретения знания..
(Из интервью руководителя Департамента образования Правительства Москвы Исаака Калины)

«...Основная задача учителя — так организовать образовательный процесс, чтобы каждый ребёнок научился самостоятельно добывать знания и применять их… Основное внимание теперь уделяется выполнению различных проектных ислледовательских работ. Практическая направленность уроков позволяет учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля и самооценки. …наши дети с первых школьных шагов учатся главному качеству современного человека — умению ориентироваться в огромном потоке информации, обрабатывать, ананлизировать, отбирать нужную, фиксировать и использовать её».
(Из публикации учителя начальных классов Татьяны Ладиной)

«...с позиции психологии новый стандарт очень хорош. Он переносит акцент с «дрессировки» (палочки, крючочки, зубрёжка таблицы умножения) на образование и развитие детей. …«самостоятельно добывать знания» – это спросить у мамы, потом обсудить с папой, потом вместе придумать, как это проверить или где пронаблюдать, замерить, нарисовать и т. п. … Надо перестать молодым мамам и папам гнаться за пятёркой (даже если для их родителей это было очень важно). Надо учить детей задавать вопросы про то, что непонятно, и подсказывать, как с этим справиться».
(Из интервью психолога Ирины Улановской)

Там много ещё чего — от чиновников, директоров, учителей, родителей, самих детей и даже «звёзд» (журнал всё-таки глянцевый :))). Несколько выдержек из текстов, конечно, мало что дают. Понимать идеи нового образовательного стандарта начинаешь, когда читаешь всё подряд.
У журнала есть сайт www.1roditeli.ru. На мой взгляд, он не очень удачный, но какую-то информацию вы там найдёте. Не факт, что вы примете всё, что придумали для наших детей разработчики нового стандарта. Да и на практике наверняка всё будет не так, как в теории. Далеко не каждый учитель сможет с ходу подхватить и реализовать то, что диктует реформа. И новый стандарт — какие бы высокие идеи ни были положены в его основу – учитывает далеко не всё. Как, например, с интернет-технологиями и коллективной исследовательской работой детей сочетаются бедность наших школ и совсем не зовущая на подвиги зарплата учителей? Да никак…
Я летом побывала на занятии в институте усовершенствования учителей для педагогов, которые в этом году будут учить первоклашек. И мне их сначала стало жалко, потому что они теперь не только знания должны преподносить по-другому, им вообще думать по-новому надо! Но потом я вместе с ними посмотрела видео с открытого урока ливенской гимназии, которая в экспериментальном порядке внедрила новый стандарт. И уже позавидовала детям, которым достались такие учителя…
Мы решили завести у нас на ОрелГраде рубрику «Чему и как учат наших детей». Потому что любые разговоры о школе даже внутри редакции всегда вызывают споры и дискуссии. Надеемся, что теперь в них примут участие как педагоги, так и родители школьников.
Мы приглашаем всех делиться своими размышлениями и наблюдениями. Только так мы сможем понять, как отражается реформа образования на школе, учителях и на наших собственных детях.


Обсуждение новостей доступно в соцсетях