ОрелГрад узнал, как представители орловских элит и политологи расценивают намерение экс-лидера ЕР стать главой региона.
Вчера, 16 июня, в региональном отделении партии “Патриоты России” состоялось выдвижение кандидата на выборы губернатора Орловской области. Как и прогнозировалось, им стал 66-летний Иван Мосякин, экс-лидер орловских единороссов и экс-спикер областного Совета. Ради участия в выборах главы региона он прервал членство в “Единой России”, заявив, что, поддержав кандидата от КПРФ и отказавшись от борьбы за губернаторство, партия теряет авторитет.
Этот неординарный шаг вызвал большое обсуждение в политической тусовке. ОрелГрад собрал некоторые мнения.
Заместитель председателя облсовета, руководитель фракции ЕР Михаил Вдовин, сожалея о потере “бойца”, не сомневается, что решение Мосякина – это выбор политически зрелого человека.
– Иван Яковлевич имеет огромный опыт политической и организационной работы, – сказал нам Вдовин. – Думаю, у него есть основания для совершения поступков, за которые он будет нести ответственность, прежде всего, перед самим собой.
Вместе с тем он высказал предположение, что решение бывшего лидера “Единой России” могло быть продиктовано обстоятельствами, о которых знает только сам Мосякин.
Мэр Орла Сергей Ступин, назвав Ивана Мосякина “одним из самых известных политиков Орловской области”, тоже предположил, что у него есть какие-то свои резоны для участия в выборах. Но перспектива его победы вызывает у Ступина большие сомнения.
– Думаю, как человек опытный, Иван Яковлевич реально оценивает свои шансы, – сказал нам мэр. – Но в любом случае появление его имени в списках кандидатов добавит избирательной кампании остроты.
При этом Ступин подчеркнул, что убеждён в преимуществе Вадима Потомского.
Представитель “промышленной группы” – производственник и бизнесмен Олег Карпиков высказался по поводу решения Ивана Мосякина довольно резко.
– Как бы кто ни относился к “Единой России”, выход бывшего лидера из её рядов ради участия в выборах от другой партии – это неправильно по отношению к его бывшим соратникам, – считает Карпиков. – Думаю, это наносит не меньший вред авторитету ЕР, чем отказ от борьбы за губернаторский пост.
Карпиков также напомнил, что у людей, много лет находившихся у власти, были все возможности проявить себя. И если сегодня Орловская область пребывает в упадке, то это вопрос и к бывшим “вождям”.
Кроме того, Олег Карпиков выразил сомнение, что Мосякин может стать консолидирующей силой для местных элит, о чём заявляют некоторые эксперты.
– Настоящей консолидации тут быть не может, – говорит он. – Договорённости ведут к обязательствам перед элитами. И тогда можно ставить крест на интересах населения. А губернатор – местный он будет или не местный – должен быть свободен от давления элит при принятии своих решений.
Политологи, наблюдающие за ходом предвыборных событий на Орловщине, тоже расходятся во мнениях относительно решения Мосякина участвовать в выборах.
Константин Калачёв признался ОрелГраду, что относит себя к числу друзей Ивана Мосякина и считает его “готовым губернатором”.
– Кто-то скажет про возраст, но по-моему это его плюс, – сообщил нам Калачёв. – Мудрость накоплена, а силы ещё есть. Человек, себя до конца не реализовавший, приложит все силы, чтобы достойно вписать себя в историю региона.
Шансы Мосякина на успех в выборах политолог Калачёв оценивает высоко, считая, что если у Мосякина получится объединить вокруг себя “патриотов малой родины”, недовольных назначением Потомского, кампания обещает быть интересной. “Но если даже нет, личный авторитет Ивана Яковлевича вполне позволяет конкурировать с и.о. губернатора на равных“, – резюмировал Константин Калачёв, добавив, что успех Мосякина дал бы возможность подрасти молодой смене, но не пришлой, а орловской.
Политконсультант Дмитрий Фетисов, напротив, считает выдвижение Ивана Мосякина “политическим шоу” и призывает его сторонников “не тешить себя иллюзиями”.
– Мосякин – крупная фигура на Орловщине, и в прошлом он пользовался большим авторитетом, – сообщил он ОрелГраду своё мнение. – Но здесь ключевое слово “в прошлом”. В нынешних обстоятельствах у общества есть запрос на энергичных, сильных и смелых руководителей, которые могут устанавливать чёткие правила, в том числе, и для региональных элит.
Фетисов тоже не оставил без внимания тезис, что Иван Мосякин – ставленник той части “орловских”, которые недовольны Потомским. Правда, вывод сделал неутешительный: “если элиты не нашли более достойного противника для Потомского, это говорит только о слабости этих самых элит”.