России надо активнее проводить региональную политику

Часто звучат призывы о перераспределении налоговых доходов от центра к регионам. Например, оставить регионам 20 процентов НДС и так далее. Но дело не в этом. Доходы регионов надо увеличивать, а просто перераспределять невысокие доходы «туда-сюда» ума не надо. Подумайте, как тогда финансировать армию, медицину, образование, как решать общегосударственные, социальные вопросы. Для повышения доходов, налогооблагаемой базы в регионах надо создать условия для их развития. Но и контроль надо усилить.

Тарифы на воду, вывоз мусора, на все услуги ЖКХ сильно различаются по регионам. Зарплата врачей, учителей также различается не на 10-20 процентов, а в разы. Сегодня многие вопросы отданы на решение региональным властям. Но практика показывает, что без надлежащего контроля здесь много злоупотреблений и преступлений. Недавняя история с «Ростовводоканалом», когда завышались тарифы на воду, бюджетные деньги по разным схемам разворовывались, наглядно показывает, что в регионах слабо работают контрольные службы и правоохранительное органы. Менять надо отношение к региональной политике, а многие вопросы по тарифам, оплате труда врачей и учителей решать централизованно.

В каждом регионе надо сосредоточиться на переработке собственного сырья – свои малые колбасные цеха, сыроварни, свой творог, молоко, мясные изделия. Сейчас торговые сети душат и развитие, и конкуренцию в регионах. Привозят эти сникерсы, фанты и прочие малополезные продукты. Яблоки у нас везде растут, вишни, сливы, морковь тоже. Засушивайте, замораживайте на зиму, делайте соки. Инвестиции небольшие, а питание здоровое − и дети, и взрослые меньше болеют.

В Крыму сейчас «не буйствуют» торговые сети, и смотрите, местное молоко, творог, колбасы, сыры – все вкусное и качественное. Так что не надо бояться изоляции и санкций – у нас все есть.

Надо более рационально относиться к развитию конкуренции. Например, что нам дала конкуренция в электроэнергетике – нескончаемый рост тарифов. Что дает конкуренция в ЖКХ – рост тарифов и обманы населения. Так что есть сферы, где необходимо жесткое централизованное управление, и сферы, где нужно больше конкуренции.

Неравномерность в развитии регионов не уменьшается, а нарастает. Только четыре субъекта РФ (ХМАО, Ямало-Ненецкий АО, Москва и Санкт-Петербург) обеспечивают более половины доходов федерального бюджета. Большинство регионов живут на дотациях. Если такое положение сохраняется многие годы, то дело не в бюджетах, а в управленцах. Не деньги главное, а люди, кадры. Поэтому необходима реальная аттестация руководителей контрольных и финансовых служб регионов. Возможно и с использованием детектора лжи. Что, никто не знал, что бывший министр финансов Московской области Кузнецов воровал по-крупному, а также все эти Хорошавины, Гейзеры, Белых, ряд руководителей Дагестана, кто там ещё на очереди?

При Госплане страны когда-то был Совет по изучению производительных сил – мощный институт, был также крупный институт транспортных проблем, которые определяли прогнозы развития регионов. Сейчас эти институты влачат жалкое существование. Непонимание роли серьезных региональных прогнозов – это характерно для сегодняшних чиновников.

В стране 85 субъектов РФ, более половины с населением 1 миллионов человек. И что эти слабые регионы могут сделать? Какие дороги, мосты, даже местные аэропорты смогут построить? Повторяем в который раз: необходимо экономическое объединение по 3-4 субъекта РФ в экономические районы со своим бюджетом и программами развития территорий. Без этого не будет роста экономики в стране. Сильная страна не может быть при том, что большинство регионов очень слабые в экономическом отношении.

Необходимо также сделать действенным контроль за эффективностью бюджетных расходов в регионах. Нужны независимые от местной власти проверки. В рамках субъектов РФ целесообразно организовать перекрестные проверки − один город проверяет другой, один район − другой район, чтобы и опыт приобретался, и возникла деловая взыскательность, а не келейность при расходовании бюджетных средств. Слабая ответственность ведет к растратам и неисполнению законов.

Централизация важна, но без оппонентов и конструктивной критики она ведет к клановости, местничеству, сращиванию местных чиновников с избранными (своими) бизнесменами и не только к неэффективным расходам бюджета, но и к воровству бюджетных денег, который элегантно называется “нецелевым расходованием бюджетных средств”, а руководители местных органов власти часто несут за это незначительные наказания.

Больше бюджетных кредитов надо направлять в муниципальные образования, чтобы там активно заработали малые и средние предприятия, особенно по переработке местного молока, мяса, овощей, фруктов, зерна, льна. Тогда и доходная база региональных бюджетов увеличится и, соответственно, повысится эффективность расходов. Расходы идут сейчас на текущие нужды, но почти без капитальных затрат. Без строительства прибыльных предприятий региональные бюджеты не поднять.

Региональные бюджеты несут большие расходы по ЖКХ. От централизованных котелен надо переходить к компактным, на несколько домов, тогда резко сократятся расходы на отопление. Обогревать надо дома, а не воздух и землю вокруг труб, как это делается сейчас во многих регионах.

Часть валютных резервов Центробанка сделать региональными и направить эти средства на капитальные нужды регионов (строительство и модернизация предприятий, жилья, больниц и школ).

Во всех государственных и региональных программах надо предусматривать средства на создание новых рабочих мест и развитие обрабатывающих производств. Только так можно повысить эффективность производств в регионах и уменьшить различия в уровнях их развития.

В национальных республиках страны часто предпочтение при кадровых назначениях отдается представителям титульной нации. Такая практика не способствует лучшему взаимодействию регионов страны между собой и с центром. Надо ввести должности заместителя главы субъекта РФ по внутренней политике, которого назначать указом президента. Этот заместитель должен отвечать и за кадровую политику в национальных республиках. Разумное сочетание централизации и самостоятельности — необходимое условие успешного развития регионов страны.

 М.Н. Сидоров

Фото: luckclub.ru


Обсуждение новостей доступно в соцсетях