Он показал, что отсутствие надзора приводит к росту объемов контрафакта.

Итоги эксперимента по государственному контролю в отношении строительной продукции на территории Орловской области обнародовал аппарат регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Евгения Лыкина. Эксперимент стартовал 1 сентября 2024 года по инициативе правительства страны. Кстати, он еще не окончен и продлится до 1 сентября 2026 года. На территории Орловской области функции по надзору исполняет отдел по Орловской и Тульской областям ЦМТУ Росстандарта.
В рамках эксперимента могут проводиться только внеплановые проверки по согласованию с органами прокуратуры. Без согласования – проверки по поручениям правительства РФ и требованиям прокуратуры. При этом нет ограничений на выездные обследования. Сообщается, что за прошедший год в Орловской области было проведено два контрольных мероприятия в отношении кабельной продукции, производимой предприятиями региона: одно – по требованию Управления Генеральной прокуратуры по ЦФО, второе – в связи со срабатыванием индикатора риска.
«По результатам проверки по требованию прокуратуры нарушения выявлены не были, – сообщается на сайте орловского бизнес-омбудсмена. – Индикатор риска сработал в связи с тем, что предприятие отказалось от проведения инспекционного контроля по сертификату соответствия, который был выдан на кабельную продукцию. В ходе мероприятия, проводившегося на основании сработавшего индикатора риска, были установлены нарушения в части маркировки кабеля. Руководителю предприятия были выданы предписания об устранении нарушений, о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда и приостановке реализации продукции. Все предписания выполнены, нарушения устранены».
Также было проведено 51 выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом, из них: 7 – кабельная продукция, 13 – отопительные приборы, 18 – цемент, 13 – смеси сухие строительные. Нарушения выявлены по результатам 10 выездных обследований (в шести случаях – цемент, в двух – смеси сухие строительные, в двух – кабельная продукция). Так, на маркировке цемента и строительных смесей отсутствовала информация об изготовителе, дате изготовления, неправильно было указано условное обозначение продукции.
«На маркировке цемента не была приведена инструкция по применению продукции, – следует из информации правозащитника. – Цемент, смеси сухие строительные не были маркированы знаком обращения. На кабельной продукции отсутствовала дата изготовления, в руководстве по эксплуатации не была приведена необходимая информация по безопасному применению кабеля. На цемент и кабельную продукцию не были представлены сведения о сертификате соответствия».
Особо в аппарате уполномоченного отмечают тот факт, что в реализации находился цемент, который был закуплен у изготовителей оптом, а затем организациями-фасовщиками упакован в мелкую тару. При этом на маркировке было указано наименование изготовителя, не дававшего разрешения на фасовку продукции от его имени.
«Разумеется, сертификат соответствия на расфасованную продукцию организации-фасовщики не получают, – следует из сообщения. – Хотя фасовка продукции является частью производственного процесса, в ходе которой состав цемента может быть изменен. Кроме того, были установлены факты, когда в реализации находился некий продукт, название которого похоже на обозначение портландцемента, предусмотренное государственными стандартами».
На ценнике в магазине было указано, что данная продукция реализуется как цемент. При этом она не проходила процедуру обязательной сертификации, предусмотренную для цемента. В целом результаты эксперимента показали, что «отсутствие надзора за соблюдением обязательных требований к продукции, в отношении которой проводится эксперимент, приводит к значительному увеличению количества контрафактной, фальсифицированной продукции на рынке. Проведение надзора является обоснованным и необходимым».
ИА «Орелград»




