Как платить за свет при общедомовом двухтарифном приборе учета

Жилищное законодательство, обязывая управляющие организации (ТСЖ и жилищные кооперативы) выполнять полномочия исполнителя коммунальных услуг, тем не менее, не должно давать исполнителям коммунальных услуг прав на получение какой-либо прибыли от применения в расчетах с потребителями регулируемых тарифов на коммунальные услуги.

Управляющая организация предоставляет коммунальную услугу электроснабжения путем надлежащего содержания внутридомовых электрических сетей, являющихся общей долевой собственностью собственников помещений обслуживаемого этой организацией многоквартирного дома, получая при этом от жителей и пользователей помещений многоквартирного дома плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая и формирует доходы исполнителя коммунальной услуги.

Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги для жителей многоквартирных домов только в тех случаях, когда собственники помещений этого дома на своем общем собрании избрали непосредственный способ управления. Вне этих ограниченных федеральным законодательством ситуаций ресурсоснабжающие организации не вправе по собственной инициативе вмешиваться в процесс формирования расчетов за электроснабжение (как и любую другую коммунальную услугу) граждан, проживающих в многоквартирных домах и не имеющих энергопринимающих устройств, непосредственно подключенных к сетям ресурсоснабжающей организации.

Напротив, собственники помещений на своем общем собрании вправе принять решение по расчетам за потребленное электричество (и любой другой коммунальный ресурс) непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. Однако такие расчеты ограниченны только той энергией, которая потребляется в жилых помещениях, и не распространяются на электроснабжение, расходуемое на общедомовые нужды (далее – ЭОДН). Только управляющая организация (или иной исполнитель коммунальной услуги) полномочна заключать с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения всего многоквартирного  дома, и только управляющая организация производит окончательный расчет с ресурсоснабжающей организацией за потребленный многоквартирным домом в целом коммунальный ресурс, распределяя при этом платежи за ЭОДН между пользователями помещений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В частности, в пункте «г» части 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила заключения договоров), указано, что в договоре ресурсоснабжения стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, дифференцированным по времени суток, если коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме позволяет осуществлять такого рода дифференцированные измерения объема коммунального ресурса.

В письме Минрегиона РФ от 17.02.2012 № 3224-НП/14 указывается, что если общедомовой прибор учета электрической энергии запрограммирован на дифференцированный по времени суток учет электрической энергии, исполнитель коммунальных услуг (в том числе и товарищество собственников жилья) рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией за потребленную электрическую энергию по такому общедомовому прибору учета электрической энергии, вне зависимости от типа и наличия в помещениях такого дома индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.

 

Порядок определения размера платы граждан за коммунальные услуги определяются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354  «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

При установлении тарифов для потребителей, дифференцированных по времени суток, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов, если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток.

Эта норма регулирует правоотношения сторон в случае, если в квартире у потребителя установлен индивидуальный двухтарифный прибор учета. Согласно этой норме в такой ситуации исполнитель коммунальной услуги обязан произвести расчет с потребителем за израсходованный энергоресурс по дифференцированным тарифам, независимо от того, оборудован ли дом двухтарифным общедомовым счетчиком или нет.

Если многоквартирный дом оснащен двухтарифным общедомовым прибором учета, и во всех помещениях в нем установлены двухтарифные индивидуальные приборы учета, плата за ЭОДН исчисляется исходя из дифференцированного по времени суток тарифа. Для этого вычисляется объем ресурса, израсходованного на ЭОДН отдельно в дневное и ночное время, и производится раздельный расчет по соответствующей зоне суток с применением прилагаемых к Правилам формул.

С другой стороны Правила предоставления коммунальных услуг не содержат специальных указаний о порядке расчета платы с применением дифференцированных тарифов для случаев, когда многоквартирный дом оборудован двухтарифным прибором учета, а все или часть его помещений такими счетчиками не оборудованы. Однако в примечании 2 к приложению 2  к указанным правилам уточнено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, приведенный в настоящем Приложении, подлежит применению с учетом правил применения таких тарифов, установленных законодательством РФ о государственном регулировании тарифов.

Если исходить из постулата о необходимости нулевого финансового результата в действиях исполнителя коммунальной услуги, то логично применять для таких случаев средневзвешенный тариф по расчетному периоду, исчисленный из остаточной (недостающей) суммы денежных средств, которую необходимо оплатить за потребленный домом в целом коммунальный ресурс исходя из показаний двухтарифного общедомового прибора учета после расчетов с каждым индивидуальным потребителем, и остаточного объема коммунального ресурса, применяемого в расчетах за ЭОДН.

Однако в правоприменительной практике считается, что такой алгоритм расчета не предусмотрен нормативными актами (хотя он очевидно следует из Правил предоставления коммунальных услуг при применении к ним принципов формальной логики и законов арифметики). В связи с этим в ситуации, когда в доме наряду с двухтарифными есть и однотарифные индивидуальные приборы учета, а общедомовой счетчик – двухтарифный, исполнитель рассчитывает плату за ЭОДН по единому тарифу, как в случае, если бы в доме был установлен однотарифный общедомовой прибор учета.

Следовательно, применяющиеся сейчас на практике трактовки федеральных нормативных актов делают крайне затруднительной и высокозатратной реализацию права граждан на выбор тарифов, которые дифференцированы по времени суток, установленного частью 9 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…».

Согласно статье 6 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда гражданские правоотношения не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, а при невозможности использования аналогии закона – права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

По-видимому, в ситуации, когда квартиры многоквартирного дома не оборудованы двухтарифными приборами учета, но имеется двухтарифный общедомовой прибор учета, по каждому потребителю электроэнергии (включая ЭОДН) справедливо и разумно разделять суточное потребление электричества в соответствии с теми долями, которые определены по общедомовому прибору учета.

 


Обсуждение новостей доступно в соцсетях