Для этого принят закон о разграничении полномочий.
Закон № 428-5 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области» на прошедшей сессии облсовета был принят как-то буднично. Внёс его губернатор Вадим Потомский, а представил депутатам руководитель аппарата Вадим Соколов. Никто из депутатов не задал вопросов, никто не возражал, как и в случае с принятием закона об отмене прямых выборов глав муниципалитетов.
Между тем, этот закон отнимает у органов местного самоуправления немало полномочий и передаёт их областному правительству и уполномоченным органам исполнительной власти специальной компетенции.
Как следует из слов Вадима Соколова, региональные власти воспользовались правом, которое недавно даровала регионам Москва. В мае этого года вступили в силу поправки в федеральное законодательство, согласно которым субъекты РФ вправе самостоятельно перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта. Оно допускается на срок не менее срока полномочий законодательного органа (в нашем случае, областного Совета народных депутатов).
– Предлагается закрепить за органами исполнительной государственной власти ряд полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, землепользования, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, организации электроснабжения, – доложил депутатам Вадим Соколов.
Например, у городов областные власти забирают себе полномочия по подготовке, утверждению и изменению генплана городского поселения, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории и принятию решений об их развитии, проведению аукционов на право заключения договора о развитии застроенной территории, выдаче градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию и многое другое.
У районов, помимо вышеперечисленного, область забирает полномочия по утверждению схем тепло- и водоснабжения, выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, принятию решений об изменении одного вида разрешённого использования земельного участка на другой, установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, выдаче разрешений на право организации розничных рынков, определению порядка работы общественных кладбищ, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, проектированию, строительству и ремонту дорог местного значения и даже организации электроснабжения в границах сельских поселений.
В пояснительной записке авторы законопроекта уверяют, что «перераспределение полномочий снизит нагрузку на местные бюджеты, а также позволит реализовывать единую политику в различных сферах на территории Орловской области».
Отметим, что принимая эти законы, принципиально меняющие систему управления на местах, никто в наших “верхах” не взял на себя обязанность разъяснить, чем вызвана необходимость отмены прямых выборов глав муниципалитетов и лишения их большинства полномочий, никто из депутатов не высказал своего мнения.
Но вероятно, политологи не пройдут мимо орловских инициатив по централизации власти в регионе, дадут им экспертную оценку и озвучат свои прогнозы.
ОрелГрад обязательно об этом расскажет.