Более четверти своего населения потерял регион.

Потери населения за период оккупации по городам и районам Орловской области составили в среднем 26,5 процента. Так, в «неметчину» было угнано 99 280 человек, в том числе 35 800 мужчин, 63 480 женщин и 40 532 детей. Такие данные озвучили в Орловском государственном университете имени Тургенева со ссылкой на материалы Научной библиотеки ОГУ. В вузе привели такой пример: в конце июля 1943 года в Германию был угнан Михаил Залесский, палеоэнтомолог, член-корреспондент Академии наук СССР, доктор палеоботаник, доктор геолого-минералогических наук. В 1920-1922 годы он был профессором ботаники, занимал пост декана физико-математического факультета Орловского государственного университета.
«Во время вражеской оккупации города к Михаилу Дмитриевичу Залесскому явился какой-то немецкий генерал с целью ознакомления с его работами…, – цитируют в вузе сохранившееся письмо профессора Палибина вице-президенту АН СССР академику Орбели. – Осмотрев его лабораторию по изучению ископаемой флоры, генерал признал его работу интересной и тут же распорядился, чтобы все материалы и научное ценное оборудование Залесского были уложены и отправлены в Берлин, что немедленно было исполнено его солдатами. Во время эвакуации немцев из Орла профессор Залесский был угнан в Германию. Это произошло около 24-26 июля 1943 года».
В августе 1943 года на фоне стремительного наступления советских войск оккупанты пытались нанести Орлу как можно более крупный урон. Они массово взрывали и сжигали здания и дома, чем занимались специальные отряды подрывников. Главной из задач было сровнять город с землей. Так, в городе моменту его освобождения были разрушены все предприятия, взорваны мосты и электростанции, выведены из строя водопровод и трамвай.
«В Орле было уничтожено полностью более 2200 жилых домов, 33 учебных заведения, телефонная станция, учреждения культуры, радиоузел, магазины, детские сады, – отмечают в ОГУ. – Германское информационное бюро, сообщая о падении Орла, писало: «В Орле большевики не найдут ни одной фабрики, ни одного завода. Жилые дома стоят без крыш, город полностью разрушен».
ИА “Орелград”